«Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Экскурсия в городскую картинную галерею «Мусса Джалиль – поэт и гражданин»»

Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;

2. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.

3. Подготовить детей к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомство с языком изобразительного искусства.

4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.

5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.

6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.

7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.

Ведут экскурсию: Щербакова Т.В. - воспитатель; Фатихова И.М., Гарипова Д.Ф. – учителя татарского языка.

Ход экскурсии:

- Ребята, вы уже много знаете о Мусе Джалиле, о его жизни, знаете много его стихов. Вам об этом рассказывали воспитатели и учителя татарского языка . Сегодня мы с вами пришли в большой зал картинной галереи, чтобы вспомнить великого сына татарского народа – Мусу Джалиля, которому в этом году исполнилось бы 105 лет. Муса Джалиль очень любил детей и писал для них прекрасные стихи, кто захочет может их прочитать позже. Писатели и поэты рассказывают нам истории, сказки, стихи при помощи слова. А как художники могут рассказать о том, что их волнует, радует?

- Изображая, рисуя красками и карандашами.

Воспитатель вместе с детьми подходит к картине «Лирический портрет М.Джалиля с дочкой».

1

- Ребята, о чем эта картина?

- О Мусе Джалиле и его дочке Чулпан.

- То, что изображено в центре картины как называют художники?

- Портреты.

- Верно. Что вы можете рассказать о выражении лиц папы и дочки, их позе?

- Папа стоит за спиной дочки, а у Чулпан в руках игрушка – зайчик.

- Лица у них красивые, счастливые.

- Рассматривая картины внимательно мы можем раскрыть замысел художника, то, что изображено вокруг портретов рассказывает о том, где жил Джалиль, А вы догадались, где в это время жил поэт?

- Он жил в Казани, в нижнем правом углу художник изобразил Казанский кремль и башню Сююмбике.

- Верно. Левая рука его едва касается какого то предмета. Что это за предмет?

- Это книги, раскрытые книги.

- Художник подсказывает нам, кем был Джалиль – поэтом. Сначала стихи рождались в голове поэта, а потом он записывал их в тетрадку, позже в печать выходили сборники его стихов.

- А мы можем догадаться, какое время года художник запечатлел в своей картине?

- Лето.

- Как вы догадались?

- Внизу нарисованы цветы – маки, ветки с яблоками.

- А мы можем сказать какая была погода?

- Было жарко, Муса Джалиль снял даже пиджак и повесил его через плечо.

- А еще справа в синем ясном небе летают птицы.

- Какое настроение передается нам от этой картины?

- Хорошее, радостное, видно, что им хорошо вместе.

- Какими красками пользовался художник, чтобы передать нам это настроение?

- Светлыми, яркими, сочными.

- Молодцы, как много вы смогли увидеть. Это мирный, счастливый для поэта период жизни, когда он жил вместе со своей семьей, много работал, прославляя в своих стихах свою Родину, мирный труд, сочиняя прекрасные стихи. А какие стихи М.Джалиля вы знаете?

- «Петушок», «Часы», «Заяц», «Кукушка», «Красная ромашка».(Дети по желанию читают стихи).

Учитель татарского языка Гарипова Диля Фаиловна продолжает экскурсию на татарском языке.

- Но вот для нашей Родины наступили мрачные времена, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта – его слово. Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события.

- В июне 1942 года тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен, в фашистские застенки тюрьмы «Маобит». Его пытали, били, он голодал. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей , вдохновляя их своим стихами на сопротивление. Хотя фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, т.е. они предлагали ему стать предателем, изменником Родины.

- Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.                

Моя кровь не иссякнет в твоей крови,

Дочь, на свет рожденная мной.

Я отдам тебе трепет своей любви,

Чтоб спокойно спать под землей.

- А эта картина рассказывает нам о самом трудном, трагическом периоде жизни поэта.

- О чем эта картина?

- О наших пленных солдатах.

- Кого художник изобразил в центре композиции?

- Наших солдат, которые стоят все вместе, а вокруг вооруженные фашисты.

- Верно, Муса Джалиль обнял молодого солдата, пытается его успокоить, подержать, ведь им только что объявили о том, что их все казнят.

- В стихотворении «Не верь!» он писал:

Холодное тело засыплет земля, —

Песнь огневую засыпать нельзя!

Умри, побеждая, и кто тебя мертвым

Посмеет назвать, если был ты борцом!

- Какое настроении предает художник этой картиной?

- Грустное, печальное, страшно даже.

- Какими красками пользовался художник, передавая нам последние минуты жизни наших пленных?

- Темные – серые, черные, очень мрачные.

- Наши солдаты очень худые, оборванные, есть даже раненный.

- Не имея возможности сражаться с врагами, наши солдаты предпочли умереть, но стать предателями. Как вы думаете, какими качествами обладали эти люди?

- Они храбрые, сильные, мужественные.

- Таких людей называют героями.

- Надо очень сильно любить свою Родину, свой народ и свою семью.

Продолжает экскурсию на татарском языке Фатихова Инсия Мирсаетовна.

- Даже находясь в застенках Мусса Джалиль не переставал писать стихи, он написал их целую тетрадь, которая позже была найдена и стала называться «Маобитская тетрадь». Сейчас она хранится в Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула .Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире.

Когда пройдет, как песня жизнь моя,

Когда замолкну, близких покидая,

Не думайте, что умер я, друзья, -

В сердцах миллионов буду жить всегда я.

- Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

- Мы должны в своем сердце хранить память о поэте – герое, гордиться его жизнью и подвигом. А сейчас вы можете рассказать стихи, которые вы знаете. (Дети рассказывают стихи на русском и татарском языке).

- В детском саду вы можете нарисовать свои впечатления об экскурсии.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест для детей в младшей группе «23 февраля»

Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...

«День здоровья»

«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Технология ТИКО – моделирования для детей дошкольного возраста

Технология ТИКО – моделирования для детей дошкольного возраста ТИКО - это мир фантазий! Мир идей, разнообразий.Изучая схемы в нем, может получиться...