Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);

- познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.

Развивающие:

-  расширять кругозор, развивать речь детей.

- активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)

Воспитательные:

- приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства;

- формирование художественного вкуса.

Предварительная подготовка: репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; И. Левитан «Март»; Н. Ге «Портрет Николая Ге»; И.Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой»; Г. Кончаловского «Сирень в корзине».

 

Ход:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по картинам. А как называется место, где они хранятся?

Дети: Музей, картинная галерея.

Педагог: Правильно. Музей, это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться картинами, увидеть в картинах красоту родной природы, эпизоды из жизни людей прошлого, портреты людей и многое другое. Посетители, которые пришли в музей, должны соблюдать несколько правил:

В музее все ходят «музейным» шагом, 

Не топают ногами - ходят тихо, 

Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем, 

В музее все должны соблюдать «музейную» тишину, 

Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь, 

Нельзя ничего трогать руками. 

Давайте попробуем пройти «музейным» шагом, сделать «музейный» жест и создадим «музейную» тишину». (Дети выполняют задание.)

Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

 Экскурсоводом сегодня буду я и  буду знакомить вас с экспонатами своего музея. Прошу вас внимательно слушать и отвечать на вопросы. 

 Педагог: Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья. (Дети поднимают вверх руки.)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальцами рук.)

Подул холодный ветер, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками)

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки ни ветки. (Дети расслабляются.)

Снова подул ветер. (Дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются.)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам  художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами, а художников - пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?

Дети: художник-пейзажист 

Педагог: А картины, которые он пишет?

Дети: пейзажи.

Педагог: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.

 Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

 Педагог: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?

Дети: Медвежья семья в лесу.

 Педагог: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.

 Педагог: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?

Дети: «Март»

 Педагог: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость от предвкушения тепла и лета.

Педагог: Переходим к другим картинам. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:

 Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется… 

Дети: Портрет!

Педагог: Портрет — это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Давайте рассмотрим картину Н. Ге «Портрет Николая Ге». Кого мы там видим?

Дети: Мальчика в  кресле.

Педагог: Посмотрите внимательно, с какой нежностью нарисовал своего внука художник? Малыш сидит в кресле и, кажется, немного устал позировать. Ребенку ведь сложно долго сидеть в одной позе, ему наверняка хочется побегать, поиграть. Наверное, художнику пришлось рассказать интересные истории и сказки, чтобы внук посидел спокойно. Но ведь художнику нужно много времени, чтобы написать картину, мы можем понять по отстраненному взгляду мальчика, что он уже витает где-то в своих фантазиях, еще чуть-чуть и он задремлет.

Педагог:  Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать дальше:

 Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это…

Дети: Натюрморт!

Педагог: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины - прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поделиться впечатлениями от посещения музея в форме ваших рисунков. Каждый из вас нарисует картину в том жанре который ему больше всего понравился, а потом мы сделаем выставку из ваших работ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Путешествие в Бумажное королевство»

«Путешествие в Бумажное королевство» Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках. Задачи: Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей...

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Методическое пособие по работе с текстом художественных произведений (стихотворение, прозаический…

Методическое пособие по работе с текстом художественных произведений (стихотворение, прозаический отрывок, басня) в подготовительной группе детского сада В пособие входят рекомендации...

Читайте также

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...