«Путешествие в Бумажное королевство»
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках.
Задачи:
Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей о возникновении бумаги, видах и свойствах бумаги, области ее применения.
Развивающие: продолжать формировать умения детей работать с бумагой в разных техниках: умения обжимать квадратики вокруг тупого стержня ручки в технике «Торцевание»; умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон в технике «Бумажный комочек»; скручивать полоски бумаги для изготовления жгутика; умение создавать сюжет по принципу мозаики из кусочков цветной бумаги в технике «Обрывная аппликация». Развивать точность движения руки и силу нажима; мелкую моторику и эстетические чувства. Развивать творческие способности, мышление, воображение детей.
Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. Поощрять активность и самостоятельность детей, и оригинальность работ. Воспитывать желание помогать окружающим, формировать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация к занятию; картинки по теме «История происхождение бумаги», различные виды бумаги; раздаточный материал для выполнения работ в разных техниках: обрывная аппликация, торцевание, комкание и скручивание; шаблоны деревьев и кустарников, клей.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в группу встают у стены.
Воспитатель: ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся
Дети: здравствуйте.
Воспитатель: сегодня на улице светит солнце, и у нас в группе тоже тепло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость.
(дети проходят с воспитателем на ковер)
Создание мотивации
Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами хотела провести интересное занятие, но пропала вся бумага. Что же делать? А может нам бумага и не нужна?.. Давайте тогда порисуем. Ой, а на чем же мы рисовать будем? Бумаги-то нет. Может аппликацию сделаем? Но опять нужна бумага. Может книгу почитаем? Но она тоже из бумаги и книги все тоже пропали.
Скажите, а вы знаете зачем человеку нужна бумага? Ответы детей (писать, рисовать, печатать книги...)
Воспитатель: А может ли человек делать всё из бумаги, например, дома, мебель? (нет, она не такая прочная). А из чего строят дома? Делают мебель? Предлагаю вам поиграть в игру «Что из чего»
Игра «Что из чего?»
Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть предмет из чего он сделан, а вы подберете к нему прилагательное:
дом из кирпича – кирпичный
лодка из резины –
стаканчик из бумаги –
мебель из дерева –
посуда из металла –
кружка из фарфора-
цветок из бумаги-
каска из пластмассы
платье из ситца-
обувь из кожи –
Основная часть занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили.
Вы знаете, я думаю, что бумага исчезла не просто так. Наверное, что-то случилось в бумажном королевстве. Давайте отправимся в путешествие и всё сами узнаем. Вы готовы? Тогда становитесь все за мной.
Воспитатель:
В страну чудесную я приглашаю вас пойти.
Интересней приключений нам не найти.
Мы с вами весело шагаем
И ноги выше поднимаем.
Поставим руки на бочок
И по тропинке скок-поскок
Смотрите! Болото впереди
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка!
Вот мы с вами и пришли.
На экране появляется домик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чей-то домик. Такой маленький. Кто же в нем живет?
На экране появляется гном с книгой в руках.
Воспитатель: Ребята, это гном Историк, он из свиты королевы бумажного королевства и хранит историю создания бумаги. Что бы нам пройти дальше необходимо ответить на вопросы это гнома.
Дидактическая игра «Путешествие в прошлое бумаги»
На столе лежат картинки с изображениями из истории происхождения бумаги. Необходимо рассказать про каждое изображение. (Камень, изображение глиняных дощечек с надписями, шкура животных, береста, папирус, бамбук, дерево (древесина).
Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки и выберите ту, про которую вы хотели бы рассказать. Таким образом мы с вами вспомним какое путешествие прошла бумага. Были времена, когда бумаги не было, люди искали материал для письма.
Камень. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Им как-то надо было общаться и люди решили использовать камень. Они высекали на нём буквы и рисунки.
Глиняные таблички. Из глины делали плитку, заливали воском, на ней острой палочкой рисовали, писали. Дощечки сушили или обжигали в огне.
Береста. Наши предки из Древней Руси писали на бересте-процарапывали на ней острой железной палочкой.
Папирус. Нашли растение папирус- стебли нарезали на полоски, укладывали друг на друга, смазывали клеем, раскатывали скалкой и сушили. такая бумага была очень дорогая.
Шкура животных (пергамент). В Пергаме придумали материал Пергаментные листы из кожи молодых животных.
Бамбук. Первую бумагу изготавливали из бамбука. В древние времена из далёкой восточной страны Китая, наши купцы привезли чудесные тонкие листы, на которых удобно было писать. Это была бумага. Именно в Китае впервые люди научились изготавливать её.
Древесина. Люди научились делать бумагу из дерева. На бумажную фабрику привозят бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, древесина превращается в белую бумагу.
Вывод: В старые времена бумагу делали из различных растений, из коры деревьев, даже из шкур животных. В наше время бумагу делают из древесины.
После выполнения задания на экране появляется заставка – открываются ворота.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, гном нас пропускает. Значит мы правильно выполнили его задание. Пора отправляться нам дальше.
На экране появляется следующий домик гнома. заставка: гном, спящий на мешке.
Воспитатель: Ребята, еще один домик гнома. Интересно, а кто здесь живет. А этот гном «Хранитель бумаги». Он очень не любит, когда используют бумагу не по назначению. Чтобы пройти дальше нам нужно выполнить задание и этого гнома. Давайте посмотрим, что он нам приготовил.
Д/и «Расскажи и разложи»
В коробке находятся обрезки (кусочки) различной бумаги. Нужно достать кусочек бумаги из коробочки и рассказать какая это бумага и для чего используется.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием, поэтому гном нам откроет ворота, чтобы двигаться дальше. Но сначала он предлагает вам отдохнуть перед дальней дорогой.
Музыкальная физминутка.
На экране появляется заставка: открываются ворота и появляется лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы попали в лес. Вы чувствуете, какой здесь аромат. Давайте подышим.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: А почему мы с вами попали в лес?
Дети: бумагу делают из древесины и бумажное королевство — это лес.
Воспитатель: Правильно, лес – это царство, откуда приходит к нам бумага. Это и есть Бумажное королевство.
Раздается голос королевы, потом она появляется сама на экране.
Королева: опять люди пожаловали в мое королевство!
Кто вы и что вам нужно?
Воспитатель: Уважаемая королева, мы с ребятами отправились в бумажное царство, чтобы узнать не случилось ли чего. У нас пропала вся бумага, мы не знаем куда она исчезла.
Королева: Да, я знаю. Это я лишила людей бумаги из-за того, что они не умеют относиться к ней бережно, не умеют ее ценить.
Воспитатель: А мы можем чем-то помочь?
Королева: Вы? От человека одни беды! Посмотрите сюда. На экране появляются картинки вырубленных и выжженных лесов, горы мусора – макулатуры. Это все дело человеческих рук, когда они без надобности вырубают леса и не восполняют лесные запасы.
Когда из-за небрежного обращения с огнем выгорают гектары насаждений.
А это результат отношения человека к бумаге. Вместо того, чтобы сдавать макулатуру на переработку, человек ее выбрасывает. Посмотрите какие горы бумажного мусора! Зачем человеку бумага, если он не умеет бережно относиться к ней?
Воспитатель: Да, ребята… Бумагу делают из деревьев, поэтому их постоянно вырубают. Для того, чтобы наши леса не пропали, нужно сажать новые деревья. А чтобы меньше вырубалось лесов необходимо макулатуру не выбрасывать, а сдавать на переработку. Тогда можно сохранить лес. Ведь деревья растут очень долго, 50-100 лет. Если вырубить все леса, то молодые саженцы просто не успеют вырасти, и бумагу делать будет не из чего. Скажите, ребята, а как мы с вами можем помочь бумажному королевству?
Дети: не ломать деревья, не разжигать костер в лесу, чтобы не было пожара; сажать молодые деревца, не выбрасывать использованную бумагу)
Воспитатель: Уважаемая королева, мы знаем, как необходимо сохранить ваше королевство. А еще мы можем с детьми сделать твое королевство еще красивее. Но нам нужна бумага. Ой, ребята, а вот и она. (показывает на коробку с разной бумагой). Давайте мы с вами изготовим из бумаги разные деревья, кустарники для бумажного королевства. Но работать будем группами.
Распределение по группам:
1 группа: изготовление березы в технике обрывной аппликации
2 группа: изготовление елочек в технике торцевание;
3 группа: изготовление кустарников в технике скручивания (ветки) и скатывание в бумажный комок (крона).
После разделения на группы дети проходят и садятся за столы.
Воспитатель: Но сначала мы с вами подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
За окном сосулька тает | сжать ладошки в кулачки, большой палец вытянут вверх, другой вниз. Чередовать кулачки |
Ветер тучи рвет в клочки | моталочка |
Разжимает, разжимает Береза тугие кулачки |
ладонь сжать в кулак ,другая- распрямленная.Поочередно поворачивать ладонь и кулак |
Прислонилася к окошку | «Флажок»-ладонь ребром, большой палец вытянут, другую ладонь сжать в кулак, большой палец вытянут.Поочередно менять ладонь и кулак |
И едва растает снег | сжать ладошки в кулачки, большой палец вытянут вверх, другой вниз. Чередовать кулачки |
Мне зеленую ладошку | пальцы выпрямить, одна ладонь смотрит на себя, другую отвернуть. Поочередно менять ладошки |
Протянет береза раньше всех | моталочка |
Дети за столами работают в группах и выполняют работу.
После изготовления работы наклеивают на ватман, оформляют коллективную работу.
Королева: Молодцы, вы меня порадовали. Надеюсь, что сейчас и когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить о том, как нужно бережно относиться к бумаге. До свидания. Вам пора возвращаться. Но у вас больше никогда не будет исчезать бумага.
Дети прощаются с королевой.
Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад.
Идти нам нужно далеко,
И нам будет нелегко.
По болотам и лесам,
По равнинам и лугам.
Сели, встали, наклонились,
И опять мы в саду очутились.
Итог занятия.
Ребята, что у нас сегодня случилось? А куда мы путешествовали? Кого мы встретили? Как мы сделали бумажное королевство еще красивее? Ребята, бумажное королевство — это, конечно, бывает только в сказках, но мы знаем, что бумажным царством называют лес. Чтобы сделать сказочное царство красивее нам было достаточно сделать из бумаги деревья и кустарники и наклеить их. А как же сохранить лес? (ответы детей). Правильно, ребята. Как только растает снег, настанет тепло, мы обязательно с вами и вашими родителями выйдем и посадим молодые деревца. А еще как можно сохранить лес? (не выбрасывать макулатуру, а сдавать ее на переработку).
А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем отдыхать.
Читайте также |
---|
«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…
«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же...