Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающиеся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

В нашем коллективе постоянно повышается духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. По данному вопросу была создана творческая группа. Участие педагогов в работе творческой группы позволяет более полно реализовать свои способности и возможности, выработать собственный взгляд на сложившуюся проблему, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приёмов, способствует обмену опытом, информацией. На заседании творческой группы были выявлены основные направления работы, составлен план деятельности. Педагоги знакомились с разнообразной методической литературой, готовили сообщения из опыта работы, памятки для родителей, необходимый наглядный материал.

Я остановилась на театрализованной деятельности с детьми. Это одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. Театрализованная деятельность позволяет решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников. Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. А так же расширять и углублять знания об окружающем мире. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для взращивания представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, в защите слабых и обиженных.

Поэтому, изучая вопрос по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через театрализованную деятельность, я выделила следующие задачи:

  1. Формировать представления о честности, справедливости, доброте; воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
  2. Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Основой педагогической технологии является развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре драматизации. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. В группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством театрализованной деятельности. В предметно-развивающей среде оборудована театральная зона, где размещены различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др. Имеются реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски.

Так же совместная деятельность с детьми имеет духовно – нравственную направленность. Веду работу по воспитанию чувства заботы о слабых, интереса и бережного отношения к театральным куклам. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией). В более старшем возрасте продолжаю развивать способности оценивать поступки героев, воспитывать чувство дружбы и товарищества, развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию.

У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В нашем детском саду стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей, сотрудников и родителей. Необходимо отметить важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности. Для родителей были проведены консультации «Театр – наш друг и помощник» (анкетирование, памятки), «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки). Изготовлены папки – передвижки: «Театр и родители», «Что такое театр», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «27 марта – Всемирный день театра», «Покажи мне спектакль». Для педагогов была проведена консультация «Духовно-нравственное воспитание и организация театрализованной деятельности в детском саду».

Регулярно проводятся выступления детей перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. Были показаны спектакли: «Пых», «Под грибом», «Мы за солнышком идем», «Как собака друга искала».

Моя работа направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке». Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на формирование духовной культуры личности ребёнка, его гармоничного развития.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек»

Рабочая программа кружка «Весёлый комочек» (Старшая группа - третий год обучения)

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке»

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...