Методическое пособие по работе с текстом художественных произведений (стихотворение, прозаический отрывок, басня) в подготовительной группе детского сада

В пособие входят рекомендации как для воспитателей, детей, а также их родителей.
Данная методика максимально является универсальной и может быть использована также в любом дошкольном и школьном учреждении.
В основе лежат принципы взятые из театральных институтов и личный опыт.
Также в пособии соблюдены все принципы сценической речи, которые помогут детям 6-7 лет и старше успешно подготовиться к выступлению на чтецких конкурсах, утренниках и различных творческих мероприятиях.
Основные этапы разбора текстового материала:
1) Подбор текстового материала для ребенка.(стихотворение, прозаический отрывок, басня).
Это осуществляется воспитателем или родителями. Материал подбирается исходя из особенностей ребенка: его характера, поведения и эмоциональных проявлений. Произведение автора должно подходить исполнителю. Большая часть успешного прочтения зависит от попадания в характер ребенка.
2) Первое впечатление от прочитанного материала.
Первое впечатление очень важно для дальнейшей работы над текстом произведения. (Нравится или нет, какое ощущение возникает.) В первые минуты от прочитанного возможно уловить настроение всего произведения. Свое впечатление рассказывает сам воспитатель, родители в работе над материалом дома или ребенок.
3) Определение главного смысла произведения. (О чем оно? что хотел сказать автор? какие чувства вызывает?)
Посредством наводящих вопросов узнать это у ребенка.
Если воспитатель, родители или ребенок легко могут определить это, то можно задать такой вопрос: что я хочу сказать этим произведением?
Если с этим вопросом возникнут трудности, то легко обойтись предыдущими вопросами.
4) Определить, что является главным, а что второстепенным в произведении.
Главную мысль выделить ударением, сделать акцент.
5) Разобрать каждую строчку по мысли, расставить правильно ударение.
Например: "Не подскажите, который час? "Мысль двигается к слову "час", его выделяем ударением. Также следует учитывать, что запятая в тексте или точка воздействуют на интонацию в голосе. При запятой интонация идет вверх, при точке - вниз. Так же в тексте будет встречаться вопросительная и восклицательная интонации. Вопрос задаётся или себе или зрителю. При
восклицательной интонации необходимо определить само чувство (гордость, радость, гнев).
6) Определить свое отношение и отношение автора к произведению в целом. Если есть действующие персонажи, например, (волк, лиса, дядя
Стёпа и др.) определить отношение к ним.
7) Образ за словом.
Очень важный пункт разбора. Необходимо посредством задаваемых вопросов четко понимать, представлять тех персонажей, о которых будем рассказывать. Представлять в воображении, как выглядит, например, лиса.
Внешне четко ее видеть, знать какой у Лисы характер, ее повадки и как она относится к другим персонажам произведения.
Воспитатель или родители могут помочь ребенку увидеть и представить персонажа с помощью картинок, мультфильмов, рассказов. Чем нагляднее представление о персонаже, чем больше мы о нем знаем, тем ярче его возможно передать слушателям и они так же ярко его увидят в своем воображении.
8) Направленное внимание
В работе над художественным произведением следует учитывать, что внимание исполнителя (ребенка) направлено на слушателя (зрителя в зале, своего партнера на сцене). Воспитатель или родители дома могут объяснить и помочь удерживать его как описано выше. Блуждание внимания (смотрение в пол, потолок и другие объекты) если это не предусмотрено в произведении следует избегать.
9) Четкая речь и дикция.
Важный пункт, который поможет лучше донести текстовый материал до слушателя. Следует обратить особое внимание на этот пункт.
Четкая речь может стать результатом правильной подачи материала.
От характера произведения будет зависеть сила голоса, например, если стихотворение патриотическое, торжественное, то и голос соответственно должен звучать четко и звонко. В лирических произведениях интонация смениться на более плавную и спокойную.
Смысл произведения и заложенное в нем чувство-определяют характер голоса и его звучание.
10) Неизвестные слова.
Если в тексте встречаются слова, требующие особого внимания (лучина, кафтан) слова малознакомые и трудные в понимании, то возможно разобрать их смысл отдельно, показать к примеру картинку или же объяснить в устной форме.
11) Действенная основа.
Это пожалуй самый главный пункт в разборе художественного произведения. Необходимо определить какое действие скрыто за словом.
Вначале это могут сделать воспитатель и родители ребенка, а затем посредством наводящих вопросов, предложит ребенку самостоятельно определить действие.
Действие, которое скрыто за словом, отвечает на вопрос "Что я делаю?".
Пример действия:
- прошу прощения,
- извиняюсь,
- хочу понравиться,
- критикую,
- требую чего то,
- хвалю.
Действие может быть направлено как на зрителя, так и на персонажей произведения.
Например, в басне Крылова "Лисица и ворона": лисица по действию хвалит ворону, говоря какая та прекрасная - "...какие перышки, какой носок и
ангельский должно быть голосок…".
Определив действие будет легче понимать текст автора!
12) Повторение художественного произведения от начала и до конца с учетом всех вышеизложенных приемов.
Пример разбора стихотворения Андрея Усачева "Что такое День Победы?" (6-7 лет).
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Мы подобрали данное стихотворение для прочтения ребенком
7 лет, например, к празднику День победы.
Вначале определим: о чем оно?.
Конечно же о Дне Победы! Для того чтобы прочтение было интересным, нам нужно выяснить, что из перечисленного о празднике является самым главным и значительным. Таким образов мы определим перспективу движения нашей мысли. Автор этого стихотворения в самом финале говорит: "Это значит - нет войны". Из всего перечисленного выше: праздничный салют, дедушкин альбом, беседы за столом, утверждение, что нет войны, является самым значительным и важным. Поэтому мы легко можем построить перспективу нашей речи именно к этому выражению. Следовательно, на него необходимо сделать акцент и выделить небольшим смысловым ударением. Все остальные признаки "Дня Победы" мы можем перечислять через запятую, придавая им меньшее значение. Далее необходимо понять и осмыслить каждое из перечислений. Например: Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
На словах или же используя картинки можно объяснить ребенку, что значат каждые слова: Что такое утренний парад? Когда он бывает? Кто в нем принимает участие? Как выглядят сами солдаты? Как они маршируют и т.д.
Чем подробнее будет описание происходящего, тем лучше ребенок передаст саму картинку парада на площади!
Далее необходимо определить то чувство, которым пронизано стихотворение. Например, мы решили, что это гордость за солдат и нашу Родину. Радость от свершившейся Победы. Следовательно, наш голос при исполнении должен звучать четко, звонко, выражая гордость!
Следует отметить, что в тексте несколько раз автор спрашивает: "Что такое День Победы?" - целых четыре раза. В таком случае все вопросы должны звучать по-разному, с разным смыслом и краской. Например, в первом абзаце вопрос относиться к параду войск и поэтому характер вопроса соответствующий (торжественный).
Это лишь небольшой пример разбора литературного произведения. Более подробно вы сможете это сделать, используя все пункты пособия, перечисленные выше!
Удачи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках»

Конспект ООД в старшей группе «Там, на неведомых дорожках» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы через организацию различных...