Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Чудо-Гжель»

 

Цель:

- познакомить с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи.

  • Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, знакомить детей с историей промысла, процессом изготовления изделий.
  • Учить рассматривать гжельскую посуду.
  • Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги.
  • Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Парные картинки», «Сложи узор»; раскраски «Гжель»; игры с красками.

Материал и оборудование: изделия гжельских мастеров; компьютер, презентация «Чудо-Гжель»; карты-схемы рисования гжельских узоров; шаблоны гжельской посуды, листы бумаги А4, краски гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки; сборник русской народной музыки.

 

Ход занятия:

В группе организовывается выставка изделий Гжели.

 

гжель

 

Дети обращают внимание, задают вопросы (Что это? Откуда появилось здесь? Почему у нас в группе? И др.) Воспитатель: Наш детский сад сегодня посетила выставка. Мы с вами не всегда можем выйти за пределы детского сада и работники выставочного зала дали нам возможность увидеть эту красоту. Полюбуйтесь! (дети рассматривают изделия)

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Воспитатель обращается к детям: Вам нравится? Эта посуда и сувениры приехали к нам из села Гжель, расположенного всего в 60 км от Москвы. Еще в старину по сей день тут делают фарфоровую и фаянсовую посуду и расписывают ее особым способом используя мазки синего цвета. Началось еще это, судя по раскопкам археологов и исследованиям историков с 7-8 века. Сюжеты тамошние мастера брали из жизни и быта: это и живая природа (звери, птицы, рыбы) и многочисленные растения: веточки, плоды, листики, цветочки. Не обошлось и без изображения семейных сцен на гжельских изделиях (обычно это кухонная утварь и посуда, а потом еще и игрушки). Синюю краску получали из кобальта, а работы свои ремесленники стали покрывать глазурью для особого блеска и эффекта прозрачности. Так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разлетелась не только у нас в стране, но и по всему миру. За что же гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего, своим синим цветов по белому фону. Сами гжельцы говорят, что небо у них синее- синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на свои изделия. По белому фону ведёт рука художника кисточкой с краской… То сильнее, то слабее нажимает он на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска! А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.

Хотите узнать, кто и как делает такую посуду? (ответы детей). Как мы можем узнать? (ответы детей: можно поехать и посмотреть, прочитать в книгах, узнать в интернете). Мы можем сейчас поехать в Москву? Есть у нас в группе книги о гжели? А интернет где найти? (в компьютере). Давайте попробуем. Включаем компьютер.

Показ презентации о труде мастеров из Гжели.

Воспитатель обращается к детям: Узнали, как делают изделия гжельские мастера? Из чего делают посуду? Кто расписывает изделия? Какие краски использует художник? Какие узоры наносит на изделие? Вам интересно? Хотели бы вы попробовать себя в роли гжельского мастера? Мы сможем сами сделать такую посуду? (ответы детей). Что для этого нужно? Есть ли у нас материал: глина, кобальтовые краски, лак, специальные печи? Как же мы можем оставить себе на память эту красоту? Ведь выставка у нас пробудет недолго (ответы детей: нарисовать, слепить, сфотографировать). Нарисовать мы сможем? Что для этого нужно? Будем рисовать? Давайте нарисуем, а потом сделаем фото на память с вашими рисунками.

Дети выбирают материал и приступают к рисованию. Во время рисования звучит народная музыка. В заключении дети фотографируются со своими рисунками на фоне выставки. Воспитатель: Мы оставили на память себе частичку выставки чудесных изделий из Гжели. И вы дома можете рассказать своим близким о том, что узнали и увидели сегодня.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...

Читайте также

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...