Сайт для воспитателей детских садов




( 3 Голосов ) 


Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе

На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с родным краем. Изучение культуры родного края вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.

Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Справедливо утверждение историков в педагогике С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители, как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». Поэтому народная педагогика является частью общей культуры. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.

Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.

Народные промыслы Орловской области невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.

В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники плешковцы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор мценских кружев, как расцветают вышивки «орловского списа» и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами.

Для работы по проблеме творческого развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, были определены несколько целей:

- развитие творческих способностей детей,

- создание условий для развития творчества,

- организация сотворчества детей и педагогов,

- проявление своей фантазии, изобразительности,

- воспитание творчески активной личности.

Достижение этих целей возможно при решении таких задач, как:

- привитие интереса и любви к народным промыслам;

- восстановление связи поколений;

- развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;

- изучение народных промыслов;

- создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.

Выстраивание модели образовательного процесса велось в нескольких направлениях:

1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;

2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;

3. Организация предметно-развивающей среды в группе;

4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.

6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.

Во время эксперимента в работе с детьми широко использовались различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.

 

Литература:

1. Борисова И.И., Рассохина Н.Я. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. Орел. 2005

2. Костомарова Т., Пантелеева Н. Исскуство как фактор воспитания любви к родному краю //Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 3-8.

3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России. 2005.

4. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. И.: ТЦ Сфера, 2012.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Комментарии

  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...

     
  • галина
    отличный материал, долго искала.

    Подробнее...