Досуг для детей среднего дошкольного возраста «Приди весна»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через организацию досугов.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.
2. Познакомить с весенним праздником «Сороки».
3. Активировать речь детей с помощью разучивания закличек и хороводных игр.
4. Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.
Оборудование: магнитофон, русская народная музыка – ансамбль «Венец»: «Веснянка» и «Летели две птицы», аудиозапись с пением птиц, поднос с рушником, выпеченные жаворонки, колокольчик, загадки, иллюстрации с изображением птиц.
Предварительная работа:
- Выпечка булочек – жаворонков.
- Изготовление поделок - бумажных птиц.
- Беседа «Перелётные птицы».
- Ознакомление с литературой о птицах: сказки, песни, пословицы и поговорки.
- Выучить слова к подвижным играм.
Ход досуга
Дети собираются в группе под русскую мелодию (аудиозапись) и становятся в две шеренги друг против друга.
Хозяюшка: Вот и закончилась холодная зима, пришла к нам красавица Весна, принесла нам свои весенние праздники. Сегодня у нас праздник – Сороки. В этот день прилетают птицы из дальних стран, радуют нас своим щебетанием, пением.
Аудиозапись пения птиц.
Собирались птицы, собирались певчие стадами
Садились певчие рядами, рядами.
Хозяюшка раскладывает картинки с перелетными птицами, затем загадывает загадки:
1. Рук нет, а строить умеет. (Птица.)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце,
Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)
3. На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец.)
4. Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач.)
А теперь пришло время для Весны – красны ворота открывать.
Хороводная игра «Идет матушка весна»
Идет матушка весна, отворяй ворота:
Первым март пришел, всех детей провел.
А за ним апрель, отвори окно и дверь.
А уж как пришел май, сколько хочешь ты гуляй!
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота!
Двое, взявшись за руки, стоят в центре круга, пропускают через свой кружочек всю цепочку хоровода. На последние слова опускают сцепленные руки. Кто оказался запертым, становится в круг.
После игры дети опять становятся в две шеренги.
Хозяюшка: Знаете, ребята, что самая первая птичка, которая прилетает к нам из жарких стран – это жаворонок, который несет на крыльях весну. В этот день – 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста маленьких птичек, называли их жаворонками или куликами. Пекли их, мазали медом и закликали с ними весну. Вот и мы с вами испекли жаворонков, покличем же тёплую весну да солнечное летечко.
Взрослые раздают детям жаворонков со словами:
Вот жаворонки прилетели, на головку деткам сели.
Дети: (1 шеренга.)
Жаворонки, прилетите,
Красну - весну принесите.
Принесите весну на своём хвосте,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Дети: (2 шеренга.)
Жаворонок, жавороночек!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам дай телегу.
Хозяюшка:
Птица – ключница,
Прилети к нам из-за моря,
Принеси нам два ключа, два ключа золотых,
Отомкни весну тёплую, замкни зиму холодную.
Дети перестраиваются в круг, поднимают руку с жаворонком вверх, и ходят по кругу, произнося слова песни – заклички.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела, весь хлебушек поела!
Птички прилетайте!
Гнёздышки свивайте,
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!
Дети сажают «жавороночков» на рушники.
Подвижная игра «Жаворонок»
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю я считать,
Досчитала до пяти,
Ну-ка, жаворонок, лети!
По считалке выбирается «жаворонок», которому даётся в руки колокольчик. Дети образуют круг, «жаворонок» встает в круг и бегает в нем, звеня колокольчиком.
Дети говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает из круга и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-то спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Хозяюшка: Жаворонки – вестники весны. По старинному обычаю наших испеченных жаворонков надо съесть, но не просто. Прочитать закличку, съесть булочку птичку, а головку мамочке отдать, чтобы она съела. Тогда весна придет теплая, мамы улыбнутся, солнышко пригреет, детки засмеются. Продолжим наш праздник за праздничным чаепитием. Устраивается чаепитие с жаворонками.
Оставшихся жаворонков берем на прогулку. Дети сажают их на ветки кустов и крошат, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.
Используемая литература:
- Большая книга загадок с картинками / [сост. Т.В.Скиба]. – Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012. – 384 с.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
- Праздник в семье. – М.: Рольф, 2000. – 288с., с илл. – (Внимание: дети!).
- www.чвси.ru
Читайте также |
---|
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР
Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего...
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...