Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при обучении.

Я комбинирую в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.

И начнем с того, что такое «Нумикон»?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданная для тех детей, у которых есть сложности в обучении. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер¬ны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

1

Почему формы Нумикона выглядит так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами значительно лучше, чем разбросанные хаотично. Определить количество точек расположенных хаотично, не пересчитывая, гораздо труднее чем расположенных структуированно.

2

Из чего состоит «Нумикон»?

 формы;

 штырьки разного цвета;

 белая пластмассовая доска, на которой можно располагать формы нумикона в любой последовательности или используя схемы, которые так же входят в набор, делать предметные картинки;

 числовые карточки от 1 до 10;

 книжка раскладушка;

 книжка и диск с рекомендуемыми заданиями.

Реализация работы с пособием происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Работа с «Нумеконом» проводится в 4 этапа. Этапы Представлены на слайде.

С предметами «Нумикона» мы придумали разнообразные игры. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», используем во время свободных игр в режимных моментах, а так же на занятиях.

Первый этап – ознакомительный, игровой - через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или на тесте, конструирование мебели, домиков и т.д.) ребенок начинает видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.

-Сенсорные игры с формами «Нумикон» - «Покатай формы на пальчиках», «Покрути в руках», «Достань из воды», «Найди формы в песке, крупе», «Магнитная рыбалка». Дети крутили детали, доставали из песка, воды, крупы. Они через манипулятивные, предметно-игровые действия знакомились с формами. Игры в «Волшебный мешочек» формировали у детей тактильные представления о формах.

3

Через игры «Сравни по размеру», «Найди одинаковые формы», «Закрой окошки по цвету», «Назови цвет» дети знакомятся с особенностями деталей «Нумикона» (цвет, форма, величина).

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Повар» помогают использовать формы «Нумикона» в качестве предметов-заместителей, выполнять с ними разнообразные игровые действия

4

Второй этап - конструирование рядов из форм «Нумикона».

В процессе конструирования из форм Нумикон дети узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к овладению операциями сложения и вычитания.

5

Конструктивная деятельность: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте», «Рисуем круги», «Закрашиваем круги», «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные)». Решаем задачи запоминать, как выглядят формы, какие они на ощупь; развивать умение конструировать по подражанию, образцу, схеме; находить одинаковые формы. Таким образом, дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно, осязательно.

6

Математические игры и задания: «Узнай форму «Нумикона», «Найди одинаковые формы», «Назови формы по цвету», «Сравни по размеру». Задания математической направленности встраиваю в непрерывно образовательную деятельность по формированию элементарных количественных представлений. Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.

Игры «Выложи формы от меньшей к большей», «Выложи формы по образцу от 1 до 5», «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 5», «Дай форме числовое имя», «Посчитай» учат детей выстраивать ряд из форм «Нумикона» от самой маленькой до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно;

7

Знакомятся с цифрами, учатся подбирать нужную цифру к форме. А так же учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5); формируют навыки счета и называния итогового числа.

Особое место в работе с пособием «Нумикон» занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки. 

8

Нумикон, как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением, вычитанием, составлением и решением задач.

Следующим этапом работы будет сложение и вычитание. Работа проводится в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ребенка с ТМНР.

9

Таким образом, применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в коррекционно-образовательной деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь…

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь растению?» Цель: способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Задачи: 1...

Читайте также

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во…

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: «Путешествие в лес» Цель: формирование первоначальных представлений о...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...