Конспект литературной викторины по произведениям Л.Н.Толстого для детей старшего дошкольного возраста

«Лев Николаевич Толстой – первый учитель детворы»

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
  • дать детям представление о добре и зле
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты
  • развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление

Материал: эмблемы команд «Филиппок», «Липунюшка»; карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; черный ящик»; шляпа, игрушка коровы, белки, собака; фишки для оценки ответов команд

Предварительная работа: беседы о жизни Л.Н.Толстого, чтение произведений Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, разгадывание кроссвордов.

Ход викторины:

Дети под вальс Шопена входят в музыкальный зал.

Воспитатель Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами проведем литературную викторину. Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять сложные задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.

А оценивать ваши ответы будет жюри:

(воспитатель представляет членов жюри и предлагает жюри занять свои места)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Каждый из вас получил приглашение на сегодняшнюю викторину. Пригласительный билет был с заданием-кроссвордом. Это задание вы выполняли дома с родителями. А как вы с этим справились, оценит наше жюри.

(воспитатель передает жюри пригласительные детей с выполненным домашним заданием)

А теперь обратите внимание на нашу фотовыставку. О ком рассказывают нам эти фотографии?

Дети о Л.Н.Толстом

Воспитатель Правильно. Наша фотовыставка посвящена русскому писателю Л.Н.Толстому (воспитатель знакомит детей с фотографиями)

В нашей викторине примут участие две команды – «Филиппок» и «Липунюшка»

(команды подходят к своим столам, на которых стоят эмблемы команд, большего размера, чем у детей)

Воспитатель Мы много читали произведений Л.Н.Толстого. Чему учат нас его рассказы?

Дети добру, справедливости, честности.

Воспитатель Я предлагаю вам сделать эти слова девизом нашей викторины.

А теперь послушаем приветствия наших команд:

Приветствие команды «Филиппок»

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалела,

Делай доброе дело

Ради счастья людей. 

Приветствие команды «Липунюшка»

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Воспитатель

Ну, а мы начинаем первый конкурс.

О дедушке Льве Николаевиче

Много уже вы узнали

О жизни его расскажите

Ответами нас удивите.

(члены команд (капитаны), выбирают по одному билету, воспитатель зачитывает вопросы, жюри оценивает ответы детей)

Вопросы о жизни и деятельности Л.Н.Толстого

1. Кем был Л.Н.Толстой?

(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)

2. Где он провел свое детство?

(в Ясной поляне)

3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?

(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)

4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?

(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)

5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?

(Николая)

6. Кто был любимым поэтом Толстого?

(А.С.Пушкин)

7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?

(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)

8. Как относился Толстой к крестьянским детям?

(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)

9. Какие учебники написал Толстой для детей?

(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)

10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?

(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)

Воспитатель А пока жюри оценивает наши ответы мы выполним задание второго конкурса «Подбери пару»

Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк»

(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт(полку) и называют произведение)

Воспитатель А теперь предоставляем слово нашему жюри.

Жюри подводит результат трех конкурсов:

- домашнее задание (кроссворд)

- разминка (вопросы о жизни Л.Н.Толстого)

- дид.игра «Подбери пару»

Воспитатель А нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»

Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»

(«Пожарные собаки»)

«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку»

(«Пожар»)

Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала отрывки.

А теперь я предлагаю поиграть в игру. В такие игры любил играть Л.Н.Толстой, когда был таким маленьким как вы

ФИЗМИНУТКА - подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель Ну а теперь нам пора выполнить задание следующего конкурса «Что лишнее?»

Необходимо выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений Л.Н.Толстого

(команды получают конверты с фотографиями животных – 4-5 штук. Дети выбирают лишнюю фотографию - жираф)

Воспитатель Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Но нас ждет еще один сложный конкурс - «Кто потерял?»

Вы должны определить герои каких произведений Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол)

(участники команд, по одному, подходят к столу, выбирают один предмет, называют героя произведения. При затруднении, команда помогает своему участнику)

Предметы:

- горох («Обезьяна и горох»)

- блины в узелке («Липунюшка»)

- грабли («Ученый сын»)

- шапка («Филиппок»)

- кукла («пожарные собаки»)

- грибы («Девочка и грибы»)

- рыба («орел»)

- сливы («Косточка»)

- ружье («Прыжок»)

- цепь («Волк и собака»)

- топор («Мужики водяной»)

- кость («Жучка»)

- кувшин и камни («Галка и кувшин»)

- яйцо («Крыса и яйцо»)

(выбрать те предметы, о которых читали детям)

Воспитатель И с эти заданием вы справились!

Но нас ждет самый сложный и загадочный конкурс. Этот конкурс для вас приготовил наш гость и член нашего жюри – Ф.И.О.библиотекаря

Библиотекарь Работники библиотеки дворца «Химик» приготовили для вас, ребята, «Черный ящик» В нем спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет и то произведение к которому он относится.

(загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)

  • Это дикое животное – герой сказки Л.Н.Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами. (белка, басня «Белка и волк»)
  • Это домашнее животное; ест траву; дает молоко; так называется рассказ Толстого.

     С ним приключилась беда. («Корова»)

  • Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)
  • Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке. (собачка, рассказ «Собачка и лев»)

Воспитатель Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с эти справились, нам расскажет наше жюри, которое внимательно наблюдало за нами, и слушали все наши ответы.

Жюри оценивает ответы и объявляет результаты викторины.

Библиотекарь По итогам всех конкурсов команды получили следующие баллы:

команда «Филиппок»____баллов, команда «Липунюшка» ____баллов.

Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации. Мы надеемся, что эту любовь к книгам вы сохраните на всю жизнь! Разрешите вручить вам пригласительные билеты в нашу библиотеку. Мы будем рады видеть вас у нас в гостях!

Воспитатель Поздравляю вас, ребята! Теперь вы стали почетными читателями библиотеки дворца «Химик».

А наша литературная викторина окончена. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

(пригласительный билет на литературную викторину по произведениям Л.Н.Толстого с кроссвордом)

1

2



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья»

Конспект НОД (с использованием кейс - технологий). Тема «Семья» Старший дошкольный возраст Цель: формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...