Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной»

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш родной» и присаживаются на стульчики их встречает Хозяйка Тайги (музыкальный руководитель). В мероприятии используется презентация.

Слайд 1.

Ведущий-Хозяйка тайги:

Здравствуйте, ребята!

Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые,

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Каждый год 10 декабря наш округ отмечает свой день рождения. Скажите, ребята как называется наш округ. (Ответы детей.)

Слайд 2. Мультфильм «Мой край Югра»

Наш край удивительно богат природой, своими традициями и культурой, а еще своими легендами. Слайд 3. Какие же коренные народы проживают в нашем округе? (ханты и манси) Так вот именно народ ханты и манси еще в древние времена придумывали разные легенды, о которых я хочу вам сегодня рассказать. Но прежде чем отправится в путешествие по легендам ХМАО, я предлагаю вам отгадать загадки, в которых вы должны узнать животных нашего края.

Загадки: (После того как дети отгадают загадку, на экране появляется картинка с данным животным.)
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.) Слайд 4.
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) Слайд 5.
3. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц.) Слайд 6.
4.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка.) Слайд 7.

Хозяйка тайги:

Все эти животные проживают в нашей тайге. Вы справились с загадками и теперь мы можем отправится в путешествие легенд ХМАО. Слушайте внимательно.

Слайд 8. «РЕКИ И ОЗЕРА» (тихонько звучит хантыйская музыка)
Легенда 1:
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. Она была красива не только внешне, но еще она была добрая, честная и внимательная. Любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела Анне покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы, наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. 
С тех давних времен, как только начинает идти дождь, местные жители знают, что это Анне и до сих пор скучает по родным краям.

Понравилась вам легенда? У народов ХМАО не только красивые легенды, но и интересные народные игры. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая связана с этой легендой, называется она

«Ручейки и озера».
Слайд 9, 10 . Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 2 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Слайд 11. «Солнце и луна»
Хозяйка тайги: Легенда 2:

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил бог огня ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо (Солнце) взойдет на небо, как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
Сейчас мы с вами поиграем в игру - «Хейро». Для этого нам нужно выбрать того, кто будет изображать Солнце. (Выбирается ребенок, которому одевают шапочку солнца и дают в руки ленточки)

Звук. Игра Солнце (Хейро) 
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). 
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. 
Слайд 12. «Тайга»
Хозяйка тайги: Легенда 3:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. 
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу тоже было его, и на охоте чтоб только ему зверь попадался. И вообще вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Тайги и сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Пима Хозяйка тайги исполнила. Она превратила его в Медведя. И с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру - «Рыбаки». И посмотрим какие вы ловкие, кто из вас сможет быстрее поймать рыбу.
Звук. Игра «Рыбаки». 

Дети, каждый подходит к своей рыбе и под музыку старается быстрее намотать веревку на палку.

Хозяйка тайги:

Есть у хантов и манси еще одна интересная легенда, в которой рассказывается, о том, откуда у оленя рога появились. Я предлагаю вам сейчас ее посмотреть.

Слайд 13. Мультфильм «Откуда у оленя появились рога»

Слайд 14.

Хозяйка тайги:

Ребята, сегодня вы узнали многое из легенд о нашем крае, поиграли в народные игры. Я думаю вам очень понравилось, и вы обязательно будете играть в эти веселые игры. А ко дню рождения округа я бы вам хотела подарить открытки, которые вы должны будете раскрасить сами.

Хозяйка тайги дарит детям открытки-раскраски.

Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!

Звучит гимн ХМАО.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие…

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Читайте также

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»

Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа. Задачи: создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством; сформировать...