Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.

Обучение родному языку в ДОУ осуществляется в разных видах деятельности детей – ознакомление с художественной литературой, с познанием окружающего мира, и на других занятиях, также в игровой деятельности, в повседневной жизни. В основе системы работы лежит комплексный подход, который направлен на решение различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития.

Предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей создали результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К Д.Ушинский, Д.Б.Эльконин и др. Работы разных направлений науки отчетливо доказывают, велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

В развитии речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно- речевой деятельности как одной из частей эстетического воспитания детей. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, синонимы, метафоры и т.д.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений способствует формированию не только эстетических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников. В.И.Глоцер в книге «Дети пишут стихи» описывает опыт творческого общения с литературно одаренными детьми и справедливо ставит вопрос о том, что ребенка надо учить образному видению мира. Он поддерживает мнение К.И.Чуковского о стиховом воспитании детей и считает, что интерес к настоящей поэзии надо воспитывать именно с малых лет, но он также выступал против целенаправленного педагогического руководства творчеством детей, полагая, что любая система оказались бы вредными в приложении к разнообразным поэтическим талантам. Но он также считает, что самостоятельность детского творчества относительна, ибо зависит от того, как взрослые к нему относятся и как его направляют.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети моей группы очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Цель моей работы заключалась в повышении теоретического и практического уровня компетентности и профессионального мастерства; систематизации работы по развитию речи в соответствии с ФГОС.

Задачи:

• изучить научную, методическую литературу;

• выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи;

• изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,

• создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей старшего и подготовительной к школе группы;

• разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;

• обобщение опыта работы по данной теме.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, из-за занятости родителей процесс развития речи детей идет на самотек. Чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Процесс восприятия литературы детьми можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов.

Таким образом, эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.

Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Работу осуществляла по следующим направлениям:

I. изучение литературы,

II. анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.

III. Работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми,

IV. взаимодействие с родителями,

V. взаимодействие с педагогами.

I. Изучила соответствующую литературу по данной теме:

1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Владос, 2015.

2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М. Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.

3. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.

4. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

5. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

7. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – М. : Сфера, 2013.

8. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009.

9. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

10. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

11. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы. Савельева Ю. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С. 51-58.

12. Приобщение к словесному искусству. Смирнова О. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. – С. 25-33.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.

Разработала перспективный план по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы

Разработаны картотеки: речевые игры; короткие истории с вопросами для пересказывания.

Большое внимание уделяла составлению рифмы к слову, сочинению стихов, составлению и отгадыванию загадок, что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки.

Один ребенок принял участие в Региональном конкурсе творческих работ, посвященный День Земли, читал свои стихи «Любимые зверюшки» «Люблю природу»,

IV. Велась работа с родителями:

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»

Консультации

«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

«Использование загадок как средство формирования выразительности речи».

«Раскрытие творческих способностей детей»

Папка-передвижка:

"Речевые игры для детей 6–7 лет"

V. Сотрудничала с педагогами-специалистами.

Анализируя свою работу в этом году, увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

И вот какие рекомендации нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:

- знание особенностей развития детей, их специфику,

- умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,

- способствовать овладению необходимыми навыками.

По-моему мнению, вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, но я также планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области применяя театрализованную деятельность.

Вашему вниманию представлены детские работы:

Любимые зверюшки

На окне мурлычет кот. Вот!

К миске бегает щенок. Вот!

А медведь в саду ревет,

Соловей в саду поет,

Зайка прыгает на грядке.

Быстро он и ловко

Кушает морковку.

А я в домике живу,

Всех зверюшек я люблю! (Лев К.)

Шишка

Мишка целый день ревет-

Зайка шишку не дает.

Прибежала белка,

С рыженьким хвостом,

Шишку подарила

вот и все на том! (Тимур Я.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы (Опыт работы Макоевой З.Б.) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению...

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Читайте также

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Творческий проект «Мама тоже маленькой была»

Творческий проект «Мама тоже маленькой была» Название проекта "Мама тоже маленькой была" Руководители проекта Воспитатели: Медунова Н.Н., Сорокина М.А. Социальные партнеры родители Состав и возраст проектной группы 49...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...