Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка»

Опыт работы показывает, проектная деятельность является одной из эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также одной из успешных форм интеграции содержания образовательных областей.

В основе любого проекта заложена проблема, цель и конечный результат. Достичь дидактической цели педагогу помогает детальная разработка проблемы, составление календарного плана с учетом прогнозируемых сроков выполнения задач, их длительность, оценка возможных трудозатрат по задачам и конечный результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Технология проектной деятельности позволяет мне вести образовательную и воспитательную работу систематизировано и планомерно, путём постановки проблемы и её поэтапного решения, интегрировать и в комплексе решать задачи из разных образовательных областей, видеть конечный результат проекта.

В ходе реализации проектов у детей формируются индивидуальные, коммуникативные, метапредметные навыки, навыки работы в команде. Активизируется интеллектуальная и эмоциональная сферы личности.

Проектная деятельность позволяет мне вести образовательную и воспитательную работу систематизировано и планомерно, путём постановки проблемы и её поэтапного решения, интегрировать и в комплексе решать задачи из разных образовательных областей, видеть практический результат проекта.

За многолетний период педагогической практики мною было реализовано большое количество проектов разной направленности.

Одним из интересных проектов в моей педагогической практике стал проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказкотерапия как средство развития речи и личности ребенка».

Цель проекта: развитие речи и формирование эмоциональной-личностной сферы у детей младшего дошкольного возраста посредством метода сказкотерапии.

Задачи:

  • Снизить уровень тревожности и беспокойства у детей.
  • Развить речь, интонационную выразительность.
  • Развивать умение изображать основные эмоции посредством игр-этюдов.
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Развивать коммуникативные навыки общения.
  • воспитывать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

В общей системе образовательной деятельности детского сада речевое развитие детей занимает особое место. Опираясь на многолетний опыт работы, я заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи детей. Страхи повышают тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности.

Развивать речь ребёнка, формировать личностные качества возможно разнообразными способами, но наиболее эффективной является сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия дает детям возможность «поучаствовать» в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Сказка, является инструментом для исправления беспокоящей дошколенка ситуации и помогает скорректировать дальнейшее поведение.

Основная цель сказкотерапии –развитие личности, воспитание нравственных качеств.

У детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих. Воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. Примеряя роль главного героя на себя ребенок, демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения, показывает, каким он видит решение проблемы. Пытаясь найти выход из сложной ситуации героя, он помогает найти решение для себя.

Такой механизм, даёт возможность педагогу использовать его для формирования необходимых качеств личности ребёнка, выявление отклонений в развитии речи, психике. При этом важно, чтобы ребёнок отождествлял себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Ценность сказкотерапии в том, что она помогает разговорить даже самого застенчивого ребенка, обнаружить и исправить внутренние психологические конфликты, увидеть скрытые страхи и понять, какие проблемы нуждаются в проработке со специалистом.

Подбирая примеры сказок, необходимо ориентироваться прежде всего на конкретного ребёнка. Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребенок постоянно обманывает, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл, как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе.

Метод сказкотерапии обладает рядом преимуществ для педагога:

  • даёт возможность взрослому быстро наладить контакт с ребёнком;
  • выявить проблемы психики, которые скрыты в подсознании;
  • рассмотреть различные варианты поведения на примере героя сказки;
  • оказывать помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
  • возможность выяснять информацию, которую ребенок намеренно не сообщает.

В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально - поведенческих реакций

Исходя из общей проблемы детей группы, испытывающих трудности в развитии речи и эмоционально-личностном развитии мною были разработаны и проведены следующие занятия сказкотерапии: «Кот Васька», «Добрая темнота», «Ласковый цветок и сердитые тучки», «Цыпленок-хвастунишка». Музыкальные и подвижные игры, дидактические игры и упражнения, игры-имитации, игры-этюды.

1

При проведении занятий с элементами сказкотерапии я учитывала ряд условий. Для успешной организации занятий создавала благоприятную психологическую атмосферу, учитывала принцип добровольного участия, мотивировала детей к деятельности, постепенно включала детей в игру, учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, замкнутым детям предоставляла возможность исполнять роли героев с сильными чертами характера. При этом действовала мягко и не навязчиво, поощряя и поддерживая ребёнка.

Сказка, которую проигрывали дети на занятиях была хорошо знакомой. Учитывала чередование видов деятельности. Двигательная активность сменяла эмоциональное напряжение, которое возникало после выполнения психогимнастических этюдов.

Поощряла самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний.

Занятия сказкотерапии проводила подгруппами по 6-8 человек. Именно небольшое количество детей даёт возможность сделать занятия более эффективным. При сборе подгруппы включала детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи. В состав каждой подгруппы для образца включала ребёнка, умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекал других собственным артистизмом, но и оказывал помощь сверстникам.

При проведении занятий сказкотерапии существуют определённые требования к помещению, в котором проводится занятие. Сниженный шумовой фон, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения является благоприятной обстановкой для занятий сказкотерапии.

Занятия я провожу в специально оборудованной комнате педагога-психолога, которая находится в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственно – бытового обслуживания.

На первых занятиях широко использую следующие приемы: режиссерская игра, этюды и ритмические упражнения.

Перед началом занятия использую приём «вхождения» в сказку, который позволяет детям мысленно превратиться в задуманного героя. После «вхождения» в образ детям предлагается рассказать, в кого удалось превратиться, какой характер у их героев, что они любят. Ребенок старается показать, как двигается их герой, как разговаривает.

В конце занятия применяю приём «выхода» из сказки. Говорю при этом: с собой вы можете взять все самое важное, чему научились на занятии. Раз, два, три - из сказки выходи!

Рефлексируя дети высказывают какие игры и упражнения им понравились, запомнились, каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

На последующих занятиях начинаем обыгрывать небольшие отрывки сказок.

В ходе проведения занятий слежу за выразительностью речи, так дети подмечают любые интонационные изменения голоса, наблюдают за мимикой, «впитывают» каждое слово и воспроизводят услышанное. Выстраивая работу с детьми я стараюсь придерживаться следующих ПРАВИЛ:

  • рассказываю сказку детям ровным, певучим голосом, использую повторы;
  • стараюсь отражать эмоции, которые испытывает герой, при этом предоставляю возможность детям видеть выражение лица, эмоции и жесты;
  • не выдерживаю длинных пауз;
  • разыгрывая этюды с детьми беру противоположных героев, явно положительных и явно отрицательных.
  • анализируя рассказ подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
  • во время чтения слежу за эмоциями детей.

Таким образом, создавая благоприятные условия для организации занятий, используя педагогические приёмы и методы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка мы способствуем формированию личности ребёнка и развитию речи.

Принимая роль того или иного героя дети взаимодействую между собой, начинают общаться, используя для начала простые фразы, словосочетания, односложные предложения. В дальнейшем формируются предпосылки развития монологической речи и самостоятельного творческого рассказывания.

Создавая план проекта не забывала о тесном взаимодействии с родителями воспитанников. На первом этапе я провела анкетирование «Тревожный ли Ваш ребёнок?», «Развитие речи». В результате обработки результатов выявился высокая степень психоэмоционального напряжения детей – 28-40%. На основании полученных данных было решено работать совместно над задачами проекта.

В ходе проекта я активно информировала родителей о мероприятиях, проводила индивидуальные консультации, составила папку-передвижку «Сказкотерапия в семье». Проводила родительское собрание по теме «Что такое сказкотерапия?» Родители с удовольствием принимали участие в проекте, вязали маски, шили костюмы.

2

Результат проекта порадовали:

  • у детей, имеющих повышенный уровень тревоги произошло снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • у детей, имеющих нарушения в развитии речи, появился прогресс;
  • большинство детей узнают героев сказок, дают им словесные характеристики, изображают героев сказок с помощью жестов, мимики, движений и интонаций;
  • могут обыгрывать с небольшой помощью воспитателя фрагменты сказок.
  • могут изображать эмоции и настроение (веселье, грусть, страх, удивление, радость)

Результаты проекта мы презентовали родителям воспитанников на итоговом собрании.

С детьми приняли участие в фестивале «Юные таланты», где представили инсценировку.

С проектной разработкой мы приняли участие в конкурсе на базе ДОУ «Лучший педагогический проект по развитию речи», а также предоставили опыт работы на республиканском фестивале «Лучших педагогических практик»

Заключение

Проектная деятельность является эффективной технологией, которая помогает проработать проблему, разработать чёткий план действий всех участников образовательной деятельности. В данной технологии успешно интегрируются задачи из разных образовательных областей, удачно сочетаются и дополняют друг друга методики.

В проекте «Сказкотерапия как средство развития речи и личности ребенка» мы взяли за основу две цели – развитие речи и развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии. И только технология проектной деятельности позволила нам объединять эти цели, интегрировать дополнительные задачи, применить различные методы и прийти к конечному результату.

Разработка проекта по сказкотерапии явилась для меня новым направлением работы. Считаю, что опыт был положительным, результативным. Сказкотерапия это метод, которому стоит уделять внимание при работе с детьми, испытывающими трудности в общении, развитии речи, внутренними страхами и тревогами.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи и личности, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

Сценарий выступления агитбригады по ПДД

Сценарий выступления агитбригады по ПДД Дети с флажками, изображающими дорожные знаки, под музыку песни «Дорожный знак» Е. Зарицкой, заходят в зал...

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста –...

Читайте также

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ…

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры» В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного...