Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Мы, педагоги детского сада, должны идти в ногу со временем, определить и выбрать максимально эффективные пути и средства развития ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

• компьютеры;

• интерактивные доски;

• магнитофоны;

• телевизоры;

• фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «На ферме» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале совместной деятельности, а затем продолжить ее рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимняя сказка» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки Снеговика» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.

Работа с интерактивной доской включает в себя:

• проведение различных развивающих игр;

• просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

• разбор проблемных ситуаций;

• совместное творчество и др.

Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ.

В рамках данного вопроса педагогами ДОУ используются не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:

• постановка конкретных целей и планирование деятельности;

• самоанализ и рефлексия;

• выделение проблемных вопросов;

• поиск нужной информации в разных источниках;

• проведение исследования;

• презентации результатов своей деятельности;

• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.

Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т.к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление воспитанникам уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

• Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.

• Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.

• Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.

• Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя.

Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п. Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Герб семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Огород на окне»).

В детском саду проводятся различные мини-проекты спортивной и интеллектуальной развивающей направленности с участием родителей (законных представителей). По итогам каждого проекта проводятся заключительные мероприятия в форме выставок-галерей, передвижных экспозиций, презентаций, на которых очень ярко видны все результаты работы.

Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• позволяет моделировать жизненные ситуации.

Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения.

Таким образом, сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.

 

Литература:

1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 2. - C. 16-20.

2. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4. 4. Н.Королёва, С.Петрова. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада. Ж. «Дошкольное воспитание». 2010,№ 6, № 12.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна»

Мастер-класс с эффектом 3D «Цветочная поляна» Цель: ознакомить педагогов с техникой создания панно с эффектом 3D. Задачи: - создание условий для самореализации и...

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...

Читайте также

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»

Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...