Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступает как важный компонент дошкольного образования.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). По мнению А.И.Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». [1;с.63]

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. [2; с.52]

На современном этапе при проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать требования ФГОС ДОО, в соответствии с которым развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса. [3; с.47].

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

− познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

− эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к

окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

− экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.). [4; с.15]

Экологизацию развивающей среды считают важнейшим требованием современности. Известно, что в современном мире наблюдается определенное противоречие между потребностью ребенка в общении с

 природой и отчуждением его от природы (компьютерные игры, телевидение, видеопродукция и т.д.). [5; с.157]

Основные цели и задачи современной методики экологического образования направлены на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, которая включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям, охраняющим и созидающим ее; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. Созданием экологической развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. [5; с.164]

С. Н. Николаева дает такое понятие: «Экологические пространства» – это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей

«Экологические пространства» – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» – групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: зимний сад (салон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы. Рассмотрим экологический смысл и значение в педпроцессе каждого из них. [6;с.37]

Одним из путей усиления потенциала природных пространств жизни детей в детском саду является их специальное структурирование.

1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы: комнатные растения, декоративные животные, календарь погоды и природы, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, художественная литература о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, оборудование для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

Исходя из этого, содержанием объектов и материалов должны стать не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная

литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал.

Экологическая комната. Предназначена для проведения интегрированных экологических занятий, релаксации, самостоятельной работы и игр. В оптимальном варианте комната подразделяется на ряд функциональных зон. Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. [6; с.39]

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

- зона обучения, здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

- зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

- зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

- зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

Живой уголок - помещение, в котором могут быть сосредоточены различные декоративные животные - аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, черепахи и др.

Подбор объектов также осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, их безопасности для окружающих. В сезоны вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев, кустарников, мелкие животные - типичные представители местной флоры и фауны.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создает образец правильного и гуманного отношения к природе через взаимодействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. При этом ребята минимально участвуют в самих трудовых операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы — мои помощники». В этот период зарождается осмысленная самостоятельность дошкольников. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая: «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что вам еще пока трудно». Дежурства детей в уголке природы — это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает, прежде всего, в роли помощника, а не контролера и учителя - эти функции он выполняет незаметно, как помощник. Важно, чтобы воспитатель каждый раз хвалил ребенка за самостоятельность, отмечал его успехи и продвижение.

Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей и получать знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Экологически правильное содержание обитателей живого уголка - это создание для них индивидуальных условий, максимально приближенных к естественной среде обитания. Для устройства живого уголка лучше всего выделить светлую, просторную, теплую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей.

Зал релаксации обустроен в свободной групповой комнате и имеет двустороннее хорошее естественное освещение. В нем в разных местах (по стенам и в углах) расположены крупные композиции из природных объектов: большой красивый аквариум, очень крупные напольные растения, фонтан в окружении камней, раковин, несколько необычных по форме клеток с поющими канарейками, комплект плетеной мебели для отдыха, экспозиция лучших детских рисунков, декоративные пни, красивые растения. Спокойная обстановка, красота интерьера – все вокруг располагает к отдыху, успокаивает, умиротворяет. [6; с.42]

Зимний сад. Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений. Различные пальмы, кофейное дерево, лавр – хорошо дополнят ассортимент местной флоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении (лимон, мандарин и др.). В зимнем саду в полусвободном режиме могут жить птицы. При наличии бассейна в его водах хорошо содержать золотых рыбок – они постоянно растут и достигают больших размеров. Бассейн может быть устроен с фонтаном или водопадом, что хорошо увлажняет воздух и обеспечивает условия для тропических растений.

Для зимнего сада хорошо подходит каменное или деревянное оформление (скульптуры, скамеечки, дорожки и пр.). Педагогическое назначение зимнего сада такое же, как и комнаты природы: общение детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий. [6; с.41]

Еще одним элементом природной среды является экологическая лаборатория. Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.

Н.О. Никонова и М.И. Талызина приводят примеры возможной работы в «лаборатории природы» [7].

В основе работы с младшими детьми лежит развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Работа начинается со второй половины года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы.

В отведенном для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая емкость. Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, плавающие и тонущие.

Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно, изучают свойства воды: вода льется; из разных сосудов льется по-разному; вода прозрачная, через нее видно, что есть в аквариуме (сравнить с молоком, через которое не видно чайной ложки); в воде одни предметы плавают, другие тонут; на морозе вода превращается в лед; снег белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает, превращается в воду.

Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно. Каждая самостоятельная инициатива ребенка поощряется. Дети и воспитатель поливают растения каждый из своей лейки. После поливки педагог спрашивает: «Зачем мы поливаем растения?» (растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем).

Воспитатель и дети обтирают растения тряпочкой. В дальнейшем дети это делают самостоятельно, когда захотят и сколько захотят. По завершении работы воспитатель спрашивает: «Зачем мы обтирали растения?» (Растения живые, листиками они дышат. На листочках очень маленькие, почти незаметные дырочки-устьица, с помощью которых растения дышат. Дети дышат через дырочки в носу. Если ребенок простудился и нос заложен, то дышать трудно. Растению тоже трудно дышать, если устьица забиты пылью). [5; с.169]

Музей природы родного края. Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

I Раздел «Природа родного края»

1.Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.). Принципы отбора объектов для зоны коллекций: доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям); разнообразие объектов; краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края); природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений; безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

2.Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

3.Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

4.Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».

Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

«Экологические пространства» на территории детского сада. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок является одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников.

Велико воспитательно-оздоровительное значение озелененного участка ДОУ:

1) на участке педагог организует ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года;

2) яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру;

3) дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе;

4) значительна роль зеленых насаждений в создании комфортных условий на участке ДОУ. Зеленые насаждения обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим, способствуют созданию благоприятного микроклимата [5; с.175].

Площадка природы. Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

На территории детского сада выбирают спокойное место, вдали от групповых площадок. В центре можно установить птичий столб, который будет привлекать птиц. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными.

Огород, сад – эти элементы можно назвать традиционными для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Вариативность такого элемента как огород, проявляется в его размерах, назначении, подборе культур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду. Однако использование огорода для целей экологического образования можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, рассказав детям об их дикорастущих родственниках, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства.

Н.А. Рыжова выделяет три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах, парниках. [4; с.23]

Мини-ферма. Мини-ферма – другой возможный объект на участке детского сада. Чаще всего это небольшой сарай, в котором содержат кого-то из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду.

Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы и так далее.

Альпийская горка - традиционный элемент развивающей предметной среды. Она оживляет среду, привлекает своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.

Маршруты в природу. В тех случаях, когда экологическую тропу в детском саду оборудовать нельзя, но рядом имеются естественные природные угодья, целесообразно разработать маршруты прогулок и походов с детьми в природу. Намечаются экологически значимые объекты, составляется картосхема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км.

Экологическими объектами маршрута могут стать: лес, луг, поле, водоемы, овраги.

«Уголок нетронутой природы. «Уголок нетронутой природы» - это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада. Это небольшая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком участке будет складывать естественный биоценоз. [ 6; с.48]

Экологическая тропа. Учебный специально оборудованный маршрут на природе. Это особая форма экологического образования, связанная с практической деятельностью. В детском саду правильнее называть экологическими тропинками. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Критерии выбора маршрута: включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов; их доступность.

Этапы создания экологической тропинки.

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде символов – рисунков (бабочка, цветок, божья коровка, жук и др.). Соединить все рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» -- сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

4. Фотографирование объектов и описание их, оформление в альбом.

5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Создавая экологическую тропинку на территории ДУ, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами. Включайте в состав те объекты, которые уже имеются на вашей территории (старый пень, поваленное дерево, места скопления жуков-солдатиков, отдельно лежащие камни, растения барометры, растения часы, пищевые растения, муравейники, небольшие вытоптанные участки, места скопления дождевых червей, холмики земли, вырытые кротами, гнезда птиц и т.д.

Экологические тропинки в естественных условиях включают также деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, пруды, ручьи, муравейники, норки животных, места отдыха и его последствия для растений, животных (отрицательный пример: мусор, костры, вытоптанные участки; положительный пример: специально оборудование, чистые места отдыха). Можно понаблюдать как постепенно зарастает кострище.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники не способны воспринимать большой объем материала. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним –двумя объектами.

Важно соблюдать следующие принципы: не перегружать детей фактическим материалом; не проводить занятия в лекционной форме.

 

Использованная литература

1. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1998г. №4.

2. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников. Учебно-методическое пособие Балашов 2005г.

3. Загребина Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012г. № 9.

4.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М: Издательство "Карапуз", 2001г.

5. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста Учебно-методическое пособие – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гуманит. ун-та, 2008. – с.326

6. С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» Мозаика-Синтез; Москва; 2010г.

7. Никонова Н.О., Талызина М.И. Предметно-развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста // Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб., 2000г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…

Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...

Читайте также

День народного единства

День народного единства 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В России его начали праздновать с 2005 года. В нашем детском...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...