Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,

творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда

сохраняются образы, в которых воплощается Родина.

В.Сухомлинский.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки, и именно в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную; воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну. И поэтому, наши задачи сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

  • создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
  • использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; мини-музеи);
  • установление сотрудничества с другими учреждениями. (с Тамбовским краеведческим музеем и Тамбовской областной детской библиотекой).

Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют недостаточно высокий уровень.

Наше ДОУ работает по парциальной образовательной программе программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), целью которой является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Данная парциальная программа были утверждены для использования педагогическим советом ДОУ. Была приобретена вся необходимая литература. Имея в своём распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к народной культуре, базу основных методов и приёмов, мы разработали собственные варианты, выбрали нужные средства обучения и воспитания, скорректировали, подстроили их в соответствии с возможностями своего дошкольного образовательного учреждения.

Народное искусство – это глубокий источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.

Цель: Развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;

Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие

Образовательные задачи:

• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.

• Знакомить детей с русскими народными промыслами.

• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.

• Знакомить детей с русскими народными праздниками.

• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.

Развивающие:

• Сформировать интерес у детей к истории Руси.

• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.

• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.

Воспитательные:

• Прививать любовь к устному народному творчеству.

• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.

• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.

• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.

• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.

Принципы построения технологии:

Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий

2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности.

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.

Формы работы с детьми: Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

Блоки педагогического процесса. Возможные формы работы

Занятие

Занятие строится по следующему алгоритму:

• Определение темы

• Вводная беседа

• Инструктаж по безопасному использованию инструментов

• Постановка цели

• Формулирование задач

• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов

• Словесная инструкция, показ по необходимости

• Физкультминутка

• Подбор материала

• Выбор методов и приемов

• Самостоятельная работа

• Подведение итогов

Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.

Свободная самостоятельная деятельность детей:

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.

Приоритетными остаются методы и приемы:

    • Проблемно-поисковые вопросы;
    • Введение нового персонажа;
    • Разбор пословиц и поговорок;
    • Творческие задачи;
    • Объяснение происхождения слов;
    • Метод аналогии;
    • Работа с моделями и схемами;
    • Проектная деятельность.

Предполагаемые результаты:

У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.

Воспитанник будет знать:

• Русские народные сказки, сказочных персонажей.

• Русские народные промыслы.

• О жизни наших предков, их быте, одежде.

• Русские народные праздники.

• Малые фольклорные формы.

• Историю русского народного костюма, головных уборов.

• Русские народные промыслы.

• Русские народные праздники.

Воспитанник будет уметь:

• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Материально-техническое обеспечение:

Дидактический материал:

• Плакаты,

• Книги,

• Фотографии,

• Дидактические карточки,

• Методическая литература,

• Музыкальные инструменты,

• Декорации,

• Костюмы,

• Компьютер,

• Мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал:

Старинная утварь в «Русской избе»: горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.

В группе: куклы в народных костюмах, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки, макет деревянного дома в русском народном стиле, книжки-раскладушки, деревянные ложки, коромысло - игрушка.

Предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию в группах учреждения организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, дом, детский сад, ближайшие улицы, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой, обычаями и традициями, национальными праздниками.

Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. В своей работе педагоги используют дидактические плакаты.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

 

Список ссылок на виртуальные экскурсии по музеям России

Художественные музеи Виртуальные прогулки по Русскому музею — http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm

Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам) — https://clck.ru/MbQK8

Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum

Тур по экспозиции Третьяковской галереи — https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki

Тур по экспозиции Третьяковской галереи (совместный проект с Google) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery

Государственный музей Востока — https://new.orientmuseum.ru/index.php Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — http://www.arts-museum.ru/collections/index.php

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова — https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour

Экскурсия по художественно-историческому музею им. А. В. Григорьева в г.Козьмодемьянске (изобразительное искусство XVIII–XX вв.) — http://kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum1/index.html

Виртуальный музей русского примитивного искусства — http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm

Музеи-заповедники Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю — http://tours.kremlin.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (ГМЗ «Петергоф») — https://peterhofmuseum.ru/about/tour

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» — http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama

Экскурсия по крепости Нарын-кала г.Дербент — https://www.culture.ru/vtour/naryn-kala-fortress/naryn-kala-fortress/index.html

Археологический музей Горгиппия в г.Анапе — https://anapacity.com/virtualnye-panoramy/arheologicheskiy-muzey-gorgippiya.html

Археологическому музею-заповеднику Танаис — https://www.museum-tanais.ru/virtualnaya-ekskursiya

Музей деревянного зодчества Малые Корелы — http://vm1.culture.ru/vtour/tours/malyye_korely/pano.php

Государственный музей-заповедник «Царское Cело» — https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark

Музей купеческого быта в г.Козьмодемьянске — http://kmkmuzey.ru/virtual Этнографические музеи Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры) — http://collection.kunstkamera.ru

Тур по Российскому Этнографическому музею — http://etn.vm.culture.ru/main/?partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey&partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey

Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum4/index.html

Палеонтологические музеи Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. — http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp

Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. Онлайн-экскурсии. — http://www.darwinmuseum.ru/blog?theme=1

Виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова — https://www.paleo.ru/museum/exposure/

Военные музеи и историко-мемориальные комплексы Музей-панорама «Бородинская битва» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm Музей-панорама «Сталинградская битва» — https://stalingrad-battle.ru/

Виртуальный Мамаев курган — http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/

Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны — https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html

Виртуальная экскурсия по Мемориальному музею немецких антифашистов — http://www.mmna.ru/video.html

Мемориальный музей-кабинет Маршала Советского Союза Г. К. Жукова — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/Zhukov.htm

Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm

Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота — https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1

Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг» — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm

 Музеи техники Виртуальный музей паровозов — https://www.rzd.ru/steams/index.html

Музей техники Вадима Задорожного — https://tmuseum.ru/panorama/

Научно-технический музей истории трактора — http://trackmuseum.ru/3d_tour/tour.html Музей автомобильной техники УГМК (Уральской горно-металлургической компании) — https://roundme.com/tour/46749/view/118110/

Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2») — https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm

Источник: https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii/

Виртуальный русский музей https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/index.php



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квантум химия для дошкольников

Квантум химия для дошкольников

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]»

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л] - [ЛЬ]. Буква [Л]» Цели: Коррекционные: Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л» Формировать фонематическое восприятие Закреплять навык определения позиции звука в...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Читайте также

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе Программное содержание: 1. Дать детям представление о том, что планета –Земля – это огромный шар. 2...

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…

Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...