Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Поэтому главная забота воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста – помочь детям усвоить программный материал.

Дидактические игры – более привычный для воспитателей метод обучения и вид игровой деятельности. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативности. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение пройденного.

Основной задачей в процессе обучения чтению и грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова.

Старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, так как данному возрасту свойственно наглядно-действенное мышление. Важное значение здесь имеет наглядность и игра.

Поэтому, как мотивационный стимулятор для ребят, в нашей группе мы сделали адвент–календарь в виде ели. Была поставлена задача – сделать его не только украшением интерьера группы, но и дидактическим пособием для проведения различных видов совместной деятельности с детьми. Разместили адвент–календарь в доступном для детей месте, чтобы каждый мог подойти, рассмотреть его и потрогать на ощупь. Адвент-календарь помогает почувствовать детям течение времени, научиться его понимать и осознавать (дни, недели, месяцы).

Самое интересное в календаре – это кармашки с заданиями и с играми по обучению грамоте.

Адвент – календарь мы начали вести с сентября. Календарь оформлен по временам года. На конвертики с заданиями наклеиваются разные картинки по признакам месяцев:

В сентябре: грибы, белочки. В октябре: шишки. В ноябре: синички.

В декабре: новогодние игрушки. В январе: снежинки. В феврале: снегири.

В марте: солнышко. В апреле: капель В мае: насекомые.

На 1 этапе в начале нам нужно было обучить детей определению места звука в слове. В эти игры мы начали играть в старшей группе:

На 2 этапе в подготовительной группе мы начали учить соотносить звук с буквой, запоминать графическое изображение букв. «Азбука»; «Найди букву»; «Вот такие буквы» и другие.

На 3 этапе для детей, которые усвоили предыдущий материал, мы предложили детям более сложные игры. «Сложи слово»; «Маленькие слова»; «Расшифруй слово»; «Мои первые предложения»; «Слоги»; «Буква за буквой»; «Весёлая карусель» и другие.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по обучению грамоте.

«С чего начинается слово?»

Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах.

Дети выделяют и произносят первый звук в слове. Затем усложнение задания: нужно было найти букву, соотнести звук и букву.

«Телевизор»

Цель: упражнять в выделении первого звука в словах и составление из них новых слов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор. Ребёнок находит картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.

«Весёлые звуки»

Цель: автоматизация поставленных звуков в игровой деятельности;

- определение места звука в слове;

- выделение гласных в словах.

Воспитатель спрашивает, у кого есть такой рисунок (например, акула) на большой карте. Тот, у кого есть такой рисунок, должен назвать нарисованный предмет. Если ответ верный, играющий берёт карточку у ведущего и закрывает ею такой же рисунок на большой карте.

Кроме того, к каждой большой карте дополнительно даны задания. Задания должны выполнить тот играющий, кому досталась данная карта.

(Например, закончи предложение: В океане плавает….(акула).)

«Игры с прищепками». (Многовариантная игра.)

Цель: -упражнять в подборе слов к заданному звуку (букве);

- подбирать родственные слова;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- развивать мелкую моторику рук.

Перед Новым годом мы играли с детьми в многовариантную игру

«Наряди ёлку».

Цель:

- учить подбирать предмет с определённым звуком в начале слова (в середине, в конце слова);

- упражнять детей в нахождении местоположения: слева, справа, за, перед, под, вверху, внизу).

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками. Вызывает ребёнка, отгадавшего загадку и говорит, где надо повесить игрушку на ёлке.

2 вариант. Детям предлагает повесить игрушку в любом месте на ёлке и назвать её место расположения.

3 вариант. Ребёнок становится спиной к ёлке. Воспитатель меняет игрушки, расположенные слева и справа. Ребёнок поворачивается и отгадывает, что изменилось.

4 вариант. Дети все закрывают глаза, воспитатель меняет игрушки местами. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Сложи слово»

Цель: учить детей составлять и читать слова по первым звукам.

Эта игра отрабатывает навыки чтения, развивает у детей интерес и желание читать.

«Сплетём венок из предложений».

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединённых тематически.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например, Зимой падает снег. Из снега дети лепят снеговика. И т.д.

«Буква за буквой»

Цель: учить выделять звук (букву) в начале и в конце слова и находить картинку, название которой начинается на последний звук в слове.

Воспитатель в процессе игры задаёт соответствующие вопросы:

-Почему ты решил поставить свою карточку?

-На какой звук заканчивается слово?

-На какой звук начинается твоё слово?

Лото «Проекции»

Цель: учить узнавать предмет и букву по проекции.

Правила игры заключаются в том, кто первый закроет своё игровое поле соответствующими карточками. Игра учит не только узнавать предмет по проекции, но и развивает образное мышление, дети запоминают алфавит и цифры.

«Волшебная карусель». В игре предлагается несколько вариантов:

Цели: -определять первый и последний звук в слове;

-учить составлять слова из букв; слогов;

-определять количество слогов в слове.

(Например, одно из заданий): В процессе игры ребёнок должен выполнять последовательно 4 действия по вертикали:

1) найти заданный начальный звук и установить над ним контрольный язычок;

2) найти картинку со словом, которое начинается с заданного звука;

3) подобрать к слову последний звук;

4) перевернуть карусель и проверить своё выполнение задания.

Подвижная игра «Собери пазл».

Цель: упражнять в нахождении картинки, название которой начинается с определённого звука, соотнести звук с буквой.

Воспитатель раздаёт первой команде детей карточки с изображением букв, а второй команде – картинки и говорит: «Раз, два, три пару себе найди».

Заключение.

Игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Ребёнок -дошкольник – это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподносится ребёнку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр.), она не станет надёжным, по настоящему усвоенным знанием.

Воспитатель должен помнить о том, что нужно разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игровые сюжеты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...