Технология развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

 

Несмотря на то, что проблеме развития творческих способностей в театрализованной деятельности уделено особое внимание, остается открытым вопрос поиска технологии и методов развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Изучив научные исследования отечественных педагогов, психологов, мы разработали технологию развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Наша технология включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен основными задачами развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности:

1.  Формировать интерес к сценическому искусству (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров).

2.  Развивать элементы актерского мастерства.

3.  Способствовать развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

4.  Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей, педагогов и родителей.

Содержательный компонент представляет собой направления работы по развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Одним из направлений развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности является знакомство с театральным искусством. В процессе знакомства детей с театральным искусством у них формируется устойчивый интерес к театру, потребность обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний. Дети знакомятся с разными видами театра, понятием «мимика», «жесты», знакомятся с правилами поведения в театре. У детей развиваются способность понимать собеседника, пантомимические навыки, воображение.

Вторым направление работы с детьми старшего дошкольного возраста является изучение актерского мастерства. Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:

-  упражнения для развития артикуляции;

-  упражнения на развитие речи;

-  упражнения для развития мимики;

-  творческие упражнения;

-  упражнения, развивающие воображение;

-  упражнения на развитие пластической выразительности;

-  актерские этюды;

-  упражнения на развитие мелкой моторики и снятия мышечного напряжения.

Дети вначале практически не умеют владеть своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: удивление, гнев, страх. При помощи «проигрывания» эмоционального состояния через персонажей театра, у ребенка закрепляется психо - эмоциональный опыт, отрабатывается механизм саморегуляции, он учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы как мимические упражнения, беседа, этюд. В результате подчинения мышц лица дети с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. На занятиях по театрализованной деятельности широко исполняются музыкально-ритмические упражнения, которые развивают слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.

Деятельностно-технологический компонент технологии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлен этапами, методами, средствами и формами развития творческих способностей в театрализованной деятельности.

Так как дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности может строиться с ними в два этапа:

-  подготовка к спектаклю;

-  показ и анализ спектакля.

Подготовка к спектаклю включает в себя:

-  Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.

-  Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

-  Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

-  Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Совместное создание декораций, эскизов и костюмов.

-  Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

-  Работа над подлинностью поведения на сцене и выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.

-  Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением и в разных составах с деталями декораций и реквизита.

-  Репетиция пьесы в целом с элементами реквизита, костюмов и декораций.

На этом этапе в работе с детьми будут использоваться словесные (метод творческой беседы), наглядные, практические методы и метод моделирования ситуаций. Метод творческой беседы предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога. При помощи прямых наглядных методов воспитатель показывает способы действия, а при помощи косвенных воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию. Практические методы применяются в изготовлении декораций и атрибутов к спектаклю. Метод моделирования ситуаций подразумевает создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене, здесь принимаются практические методы работы. К которым относятся посещение театральных спектаклей с последующим анализом, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние или вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.), а также специально запланирована в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Необходимо, чтобы все формы театрализованной деятельности, организованные в детском саду, проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для развития творческих способностей применяются следующие формы театрализованной деятельности: занятия по театрализованной деятельности, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, театрализованные развлечения и праздники, кружковая работа. В содержание театрализованных занятий включаются: игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, а также разыгрывание сказок и инсценировок.

В процессе работы с детьми на занятии используются разнообразные приемы:

-  выбор детьми роли по желанию;

-  назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

-  распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

-  проигрывание всех ролей всеми детьми -   по очереди.

В процессе индивидуальной работы у педагога есть возможность наладить тесный контакт с ребенком, что помогает подготовить его к предстоящей деятельности. В процессе этой работы знания, умения, навыки закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

К самостоятельной деятельности детей относятся театрализованные игры. В процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, заключающиеся в умении без посторонней помощи продумать замысел, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Для поддержания интереса к самостоятельной театрализованной деятельности у детей необходимо подкреплять его чем-то новым, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством является предметно-пространственная среда. Эта среда обеспечивает театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать индивидуальные особенности эмоционального развития ребенка, его склонности и интересы, любознательность, творческие способности, потребности. Также следует учитывать индивидуальные социально-психологические особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована центр театрализованной деятельности или уголок сказки, а также центр уединения, где ребенок может уединиться и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности дети получают представление об окружающем мире, учатся жить в этом мире, строить свои отношения, что требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, эмоциональной памяти, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Развлечения объединяют различные виды искусства, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов развлечения является театрализованное развлечение. К театрализованным развлечениям относятся спектакли с участием профессиональных артистов, театрализованные представления, концерты, а также театрализованные развлечения, подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Праздники, наряду с развлечениями доставляют радость детям и дают возможность каждому ребенку проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Следующей формой организации театрализованной деятельности детей в детском саду является кружковая работа, которая способствует решению определенных задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое. Содержание плана кружковой работы включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. А постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут в первую или во вторую половину дня. Такая работа проводится в соответствии с воспитательно-образовательной работой, которую осуществляют воспитатели групп и музыкальный руководитель.

Результативный этап представлен показателями развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Н.А. Ветлугина считает, что творчество всегда взаимосвязано с трудовыми усилиями. Труд направлен в театрализованной деятельности на поиски сюжета, на отбор средств выражения, на «отделку» продукции. Каждая ступень деятельности, каждый ее этап требует определённых трудовых усилий. Н.А. Ветлугина выделяет критерии наличия творческого начала в художественной деятельности. На основе их были выделены три группы показателей, по которым оценивались:

-  Отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

1.  искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

2.  увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

3.  изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.

4.  возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики;

5.  развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

6.  способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

7.  специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.

Качества способов творческих действий:

1.  дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;

2.  самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения;

3.  нахождение новых решений, когда старых уже не достаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;

4.  быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

5.  подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;

6.  нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

Качество продукции детского художественного творчества:

1.  нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке, игре-драматизации, рассказе и т.д.

2.  индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

3.  соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Разработанную нами технологию мы с успехом применяем в работе с детьми и с уверенностью можем сказать, что театрализованная деятельность выступает как неиссякаемый источник развития творческих способностей детей.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
  2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина – М., 2006.
  3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – Москва: Карапуз, 2010. – 98 с.
  4. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. [Текст] / Под ред. В. Михелис. – Л: Музгиз, 1961.
  5. Богат, В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. – 1994 – №1. – С.17-19.
  6. Ветлугина, Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. –2001. – №2.
  8. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей [Текст] / Т. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1967. – №12. – С. 73-75.
  9. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1993.
  10. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
  11. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет [Текст] / Г.В. Лаптева. – СПб.: Изд-во «Речь», 2011.
  12. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханёва. – М.: 1991.
  13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1982.
  14. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006.
  15. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т. Неменова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №1.
  16. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова – М., 2000.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. – Режим доступа: http://krhroo.ucoz.ru/fgos/DOO/fgos_doo.docx.
  18. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М.:Педагогика, 1972. —87-99с.
  19. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников [Текст] / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2003. –160 с.
  20. Щёткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду [Текст] / А.В. Щёткин. – Мозаика - Синтез, 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»