Образовательная программа дошкольного отделения в соответствии с ФГОС ДО:

Содержательный раздел - образовательная область «Речевое развитие»

 

Человек – существо социальное, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Через свои отношения с другими людьми человек формируется как личность. На современном этапе одним из важнейших задач дошкольного образования является развитие коммуникативных навыков у детей, как основы успешного формирования учебной деятельности.

Большое значение имеют сформированные коммуникативные умения на этапе подготовки ребенка в школу. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

По мнению К.Д. Ушинского одной из главных целей речевого развития является «развитие дара слова», то есть умения выразить точное богатое содержание в речи. Речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами то есть, самого языка, сознания, мышления, предметной деятельности.

Культура речи старших дошкольников понимается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и рассматриваются в русле общего речевого развития.

Выделяется три направления характеристики задач развития речи:

- структурный – формирование в речи детей разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- функциональный – в нем рассматриваются вопросы связной речи как средства коммуникации;

- познавательный – формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Все вышеизложенные направления взаимосвязаны и позволяют обеспечить полноценное развитие речевой культуры детей.

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Входя в жизнь ребенка, литература постепенно создает круг нравственных суждений и представлений, дает прекрасные образцы литературного языка.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщения в мозг вводится два вида информации:

1)  о предметах и явлениях;

2)  о правилах языка, на котором это сообщение передается.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное развитие речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Основные принципы

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
  • Принцип развития языкового чутья.
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  • Принцип обеспеченности активной языковой практики.

Задачи образовательной работы с детьми по речевому развитию:

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Методы речевого развития

  • Наглядные:
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе экскурсии).
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • Словесные:
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические:
  • Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства речевого развития

  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда.
  • Обучение родной речи в непосредственной образовательной деятельности.
  • Художественная литература.
  • Изобразительное искусство, музыка, театр.
  • Образовательная деятельность по другим разделам программы.

Развитие речи

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими

на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные направления работы по развитию речи

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
  3. Формирование грамматического строя:

• Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам);

• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

• Словообразование.

4. Развитие связной речи:

• Диалогическая (разговорная) речь;

• Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и

слова, нахождение места звука в слове).

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Развитие речи» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное.
  2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно - ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
  4. Пение. Стихотворение-рифмование.
  5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
  6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).
  7. Труд: трудовые и речевые действия.
  8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Развитие речи»

3-5 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний (мл. гр.)
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» (ср. гр)
Организованная образовательная деятельность - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).

- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра-драматизация.

- Работа в книжном уголке.

- Чтение, рассматривание иллюстраций.

- Сценарии активизирующего общения.

- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры

Образовательная деятельность в режимные моменты - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Тематические досуги

Самостоятельная деятельность - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров.

- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)

Взаимодействие с семьей Эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

- Игры парами.

- Беседы.

- Чтение, рассматривание иллюстраций

Развитие всех компонентов устной речи
  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)
Организованная образовательная деятельность Занятия по:

- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя;

- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление);

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок

(выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки);

- обучению пересказу по картине;

- обучению пересказу литературного произведения.

- Артикуляционная гимнастика.

- Дидактические игры, настольно-печатные игры.

- Продуктивная деятельность.

- Разучивание стихотворений, пересказ.

- Работа в книжном уголке.

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- Речевые тренинги (упражнения).

- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине.

- Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха)

Образовательная деятельность в режимные моменты - Называние, повторение, слушание.

- Речевые дидактические игры.

- Наблюдения.

- Работа в книжном уголке: чтение, беседа.

- Разучивание стихов.

- Имитационные игры и упражнения

Самостоятельная деятельность - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Словотворчество

Взаимодействие с семьей - Объяснение, повторение, исправление.

- Дидактические игры.

- Чтение, разучивание стихов.

- Беседа, пояснение.

- Тренинги (действия по речевому образцу взрослого)

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
Организованная образовательная деятельность - Сюжетно-ролевые игры.

- Чтение художественной литературы.

- Досуги

Образовательная деятельность в режимные моменты - Освоение формул речевого этикета (пассивное)
Самостоятельная деятельность - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей
Взаимодействие с семьей Информационная поддержка родителей
5-7 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  • Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми

Организованная

образовательная деятельность

- Имитативные упражнения, пластические этюды.

- Сценарии активизирующего общения.

- Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).

- Коммуникативные тренинги.

- Совместная продуктивная деятельность.

- Работа в книжном уголке.

- Экскурсии.

- Проектная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты - Поддержание социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа).

- Коммуникативные тренинги.

- Тематические досуги.

- Мимическая гимнастика.

- Логоритмическая гимнастика

Самостоятельная деятельность - Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игры-импровизации по мотивам сказок.

- Театрализованные игры.

- Игры с правилами.

- Игры парами (настольно-печатные).

- Совместная продуктивная деятельность детей

Взаимодействие с семьей - Игры парами.

- Чтение, рассматривание иллюстраций.

- Беседы.

- Игры-драматизации.

- Досуги, праздники.

- Экскурсии.

- Совместные семейные проекты

Развитие всех компонентов устной речи
  • Формирование лексической стороны речи.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Формирование произносительной стороны речи.
  • Формирование связной речи (монологической формы)
Организованная образовательная деятельность - Творческие задания.

- Сценарии активизирующего общения.

- Дидактические игры.

- Игры-драматизации.

- Экспериментирование с природным материалом.

- Разучивание, пересказ.

- Речевые задания и упражнения.

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- Артикуляционная гимнастика.

- Проектная деятельность.

- Обучению пересказу литературного произведения

Образовательная деятельность в режимные моменты - Речевые дидактические игры.

- Чтение, разучивание.

- Беседа.

- Досуги.

- Разучивание стихов

Самостоятельная деятельность - Игра-драматизация.

- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Взаимодействие с семьей - Объяснение, повторение, исправление.

- Дидактические игры.

- Чтение стихов.

- Беседа.

- Консультации у логопеда.

- Открытый показ образовательной деятельности по обучению рассказыванию

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
Организованная образовательная деятельность - Интегрированные занятия.

- Тематические досуги.

- Чтение художественной литературы.

- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Образовательная деятельность в режимные моменты - Использование в повседневной жизни формул речевого этикета.

- Беседы

Самостоятельная деятельность - Самостоятельная художественно-речевая деятельность.

- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевые игры

Взаимодействие с семьей - Информационная поддержка родителей.

- Экскурсии с детьми

Формирование интереса и потребности в чтении
Организованная образовательная деятельность - Подбор иллюстраций.

- Подвижные игры.

- Физкультурные досуги.

- Заучивание.

- Рассказ.

- Обучение.

- Экскурсии.

- Объяснения.

- Чтение художественной и познавательной литературы.

- Творческие задания.

- Пересказ.

- Литературные праздники.

- Досуги.

- Презентации проектов.

- Ситуативное общение.

- Творческие игры.

- Театр.

- Подбор загадок, пословиц, поговорок

Образовательная деятельность в режимные моменты - Физкультминутки.

- Беседа.

- Рассказ.

- Чтение.

- Дидактические, настольно-печатные игры.

- Игры-драматизации.

- Работа в театральном уголке.

- Досуги.

- Кукольные спектакли.

- Праздники.

- Литературные викторины

Самостоятельная деятельность - Дидактические игры.

- Театр.

- Рассматривание иллюстраций.

- Продуктивная деятельность.

- Беседы

Взаимодействие с семьей - Беседы.

- Ситуативное обучение.

- Чтение.

- Прослушивание аудиозаписей музыкальных сказок.

- Посещение театра.

- Творческие игры.

- Экскурсии.

- Посещение музеев, выставок, галерей.

- Продуктивная деятельность

Приобщение к художественной литературе

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).

Задачи:

  • Формирование интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Формирование и совершенствование связной речи, поощрение собственного словесного творчества через прототипы, данные в художественном тексте.
  • Развитие литературной речи.

Принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:

  • Ежедневное чтение детям вслух должно являться обязательным и рассматривается как традиция.
  • В отборе художественных текстов учитывать предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
  • Разрабатывать по поводу художественной литературы детско-родительские проекты с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего должны создаваться целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
  • Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

Содержание психолого-педагогической работы в рамках направления «Приобщение к художественной литературе» основывается на образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Формы образовательной работы с детьми по направлению «Приобщение к художественной литературе»

Организованная образовательная деятельность - Театрализованная деятельность.

- Рассматривание книг и иллюстрации.

- Викторины.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Ручной труд по ремонту и изготовлению книг.

- Сочинение сказок и стихов.

- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Образовательная деятельность в режимные моменты - Чтение художественных произведений.

- Рассказ литературных произведений.

- Обсуждение проблемных ситуаций по литературным произведениям.

- Беседы.

- Заучивание потешек, скороговорок.

- Ситуативный разговор

Самостоятельная деятельность - Настольно-печатные игры.

- Рассматривание иллюстраций.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Раскрашивание книжек-раскрасок по литературным произведениям.

- Игра на основе сюжета литературных произведений.

- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Взаимодействие с семьей - Организация выставок детско-родительского творчества.

- Театрализованная деятельность.

- Проектная деятельность

Примерные виды интеграции области «Речевое развитие»

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценного речевого развития. Речевое развитие как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

Поддержка детской инициативы при организации работы по “Речевому развитию”

  • Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, загадок, пословиц, поговорок.
  • Ежедневное чтение детям.
  • Поощрение стремления ребенка делать собственные умозаключения, выслушивать все рассуждения.
  • Поддержка стремления ребенка рассказать о личном опыте.

А также:

  • Обогащение познавательной сферы информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передача информации через слово.
  • Обогащение эмоционально-чувственного опыта в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.
  • Помощь в упорядочении сведений о мире, формирование представления о его целостности.
  • Формирование бережного и созидательного отношения к миру.
  • Создание условий способствующих выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.
  • Создание условий для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Квест - игра «Зимушка-зима»

Квест - игра «Зимушка-зима» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...