Сайт для воспитателей детских садов




( 5 Голосов ) 


Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Земля-наш общий дом»

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – среднесрочный.

Проблема

Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».

Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Природные зоны Земли», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Тема «Природные зоны Земли» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями многообразия жизни на земле. Конечно, важна здесь и направляющая роль воспитателя как координатора, человека, который подсказывает и помогает найти закономерности и зависимости, поможет систематизировать полученные знания.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания, такие как «Познание», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы». Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной темы «Климатическая зона».

Концептуальные основы

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

В основе исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечат­лений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматри­ваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс самораз­вития.

Именно поэтому каждое исследование, проведенное ребенком при поддержке родителей будет способствовать развитию самостоятельности мышления, помогать ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, это своеобразная поисково-познавательная деятельность дошкольника, направленная на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения, и ценности.

Все это позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие начала и умственные способности, способствовать развитию целеустремленности, настойчивости, учить общаться со сверстниками и взрослыми.

Данный метод основан на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы исследований в основном рождаются именно из интересов детей.

Каждое исследование своеобразно, в каждом ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги и интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т.п.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

Задачи:

1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).

2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.

3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.

4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.

5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.

6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

Продукт проекта – модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: ноябрь - апрель

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.

Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап - Реализационный (содержательная часть).

Цель.

1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.

2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.

Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон: картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т.п.

 

План работы по реализации проекта

 

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный/целевая аудитория

Продукт /

Результат

1. 

Информационный стенд в родительском уголке   Консультация для родителей «Детское исследование – что это такое»

1 декада ноября

Воспитатели/ родители

Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников

2. 

Родительское собрание.

Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы»

2 декада ноября

Воспитатели /родители

Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

3. 

Разработка тем для детских исследований

Начало ноября

Воспитатели

/родители, дети

Тематика детских исследований

4. 

Занятия по формированию экологических представлений

Ноябрь-апрель

Воспитатели/

дети

Систематизация накопленных знаний

5. 

Распределение тем и направлений исследований («Земля – наш общий дом») по экологии

2 декада ноября (после собрания)

Воспитатели/ дети, родители

Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям

6. 

Создание макетов природных зон

Ноябрь-апрель

Воспитатели, дети, родители

Макеты природных зон

7. 

Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах

Ноябрь-апрель

Воспитатели

Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах

8. 

Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека)

Ноябрь-апрель

Воспитатели

Презентации с подбором характерных картинок природных зон

9. 

Включение родителей в процесс познавательного развития детей   в соответствие со сроками

Ноябрь - апрель

Родители /дети

1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,

2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды

10. 

Детские выступления на выбранную тематику

Ноябрь-апрель

Воспитатели, Родители /дети

1. Детские выступления перед сверстниками

2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями

11. 

Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле)

Апрель

Воспитатели/

дети

1. Результаты диагностики познавательной активности детей

2. Выводы о проведенной работе

12. 

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей.

Апрель

Воспитатели/ родители

Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.

13. 

Итоговый анализ проведенной работы

Апрель

Воспитатели

Отчет о реализации проекта. Общие итоги

 

Список литературы:

1. Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».

2. Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.

3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.

4. Выготский Л.С.  Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.

5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.

6. Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...