Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
- народная игрушка.
Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы |
Мероприятия |
Педсовет |
- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей. - Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики. |
Семинар |
- Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики». - Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ и РТВ». - Семинар для воспитателей Железнодорожного района «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование». |
Мастер-класс |
- Техники нетрадиционного рисования. - Изготовление народных кукол. |
Консультация |
- «Музей в детском саду». - «Мезенская роспись по дереву». - «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра». - «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста». - «Устройство русской избы». |
Деловая игра |
- «Что вы знаете о русской народной культуре». - Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве». |
Анализ проблемных ситуаций |
- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. - Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях. |
Мозговой штурм |
- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта. - Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре. |
Проблемная лекция |
- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГТ. |
Самостоятельное проектирование |
- Работа педагогов по самообразованию. - Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Фестиваль педагогических идей |
- Знакомство с предметами народного быта в музее. - Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми. |
Смотр-конкурс |
- «Сочинение детьми музейных сказок» (Приложение 1). - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы |
Мероприятия |
Экскурсии-путешествия |
- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста. - Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп. - Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2). |
Интегрированные и комплексные занятия |
- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Хлеб всему голова» для детей старшей группы. - «Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы. - «Дуня, Дуня, Дуняша» для детей 2 младшей группы. |
Театрализованные представления |
- «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы. - «В гостях у Морозко» с детьми старшей группы. |
Кружковая работа |
- «Народная культура» с детьми средней группы. - «Волшебные узоры» с детьми старшей группы. - «Народная игрушка» с детьми подготовительной группы. |
Выставки, конкурсы |
- «Осень в гости к нам пришла». - «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Декоративное чудо». |
Проекты |
- «Декоративное чудо» с детьми старшей группы. - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Презентации |
- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Мимические телесно-ориентированные этюды. - Инсценировка сказок. |
Праздники, развлечения. |
- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - «Масленица» с детьми средних и старших групп. - «Праздник русской берёзки» с детьми старших групп. |
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду № 355
Формы работы |
Мероприятия |
Анкетирование |
- «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа». - «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей». - «Что Вы думаете о работе детского сада?» |
Общие родительские собрания |
- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре». - «Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта». |
Групповые родительские собрания |
- Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры. - Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников». |
Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные |
- «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям сказки». - «Народная сказка в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними». |
Выставки |
- Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек. - Выставка поделок «Лесная сказка». - Выставка рисунков «Декоративное чудо». - Выставка рисунков «Моя Самара». |
Конкурсы, викторины |
- «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Чудеса из снега». - Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве». |
Проекты |
- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Экскурсии |
- Экскурсии в музей народного быта. - Экскурсия с детьми в Театр юного зрителя. - Семейные экскурсии по достопримечательностям города Самары. |
Наглядная информация |
- Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких». - Информационные стенды. |
Праздники, развлечения. |
- Совместный досуг «Моя счастливая семья». - «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - Спортивный праздник «Богатырская наша сила». |
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Ресурсы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.
7. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
9. http://www.portal-slovo.ru: Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Развлечение «Зимушка-зима»
Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям. Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...
Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…
Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...
КВН «Родители и дети»
КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...