Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций,   стационарных   и   передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

 

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:

- устройство русской избы,

- утварь,

- орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка.

Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

 

Формы работы

Мероприятия

Педсовет

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Семинар

- Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики».

- Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ и РТВ».

- Семинар для воспитателей Железнодорожного района «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование».

Мастер-класс

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол.

Консультация

- «Музей в детском саду».

- «Мезенская роспись по дереву».

- «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра».

- «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста».

- «Устройство русской избы».

Деловая игра

- «Что вы знаете о русской народной культуре».

- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Мозговой штурм

- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГТ.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Фестиваль педагогических идей

- Знакомство с предметами народного быта в музее.

- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Смотр-конкурс

- «Сочинение детьми музейных сказок» (Приложение 1).

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

 

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы

Мероприятия

Экскурсии-путешествия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста.

- Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

- Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).

Интегрированные и комплексные занятия

- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы.

- «Хлеб всему голова» для детей старшей группы.

- «Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы.

- «Дуня, Дуня, Дуняша» для детей 2 младшей группы.

Театрализованные представления

- «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы.

- «В гостях у Морозко» с детьми старшей группы.

Кружковая работа

- «Народная культура» с детьми средней группы.

- «Волшебные узоры» с детьми старшей группы.

- «Народная игрушка» с детьми подготовительной группы.

Выставки, конкурсы

- «Осень в гости к нам пришла».

- «Мастерская деда Мороза».

- «Глиняные мастера».

- «Декоративное чудо».

Проекты

- «Декоративное чудо» с детьми старшей группы.

- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп.

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Презентации

- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

-  Мимические телесно-ориентированные этюды.

- Инсценировка сказок.

Праздники, развлечения.

- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

- «Масленица» с детьми средних и старших групп.

- «Праздник русской берёзки» с детьми старших групп.

 

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду № 355

Формы работы

Мероприятия

Анкетирование

- «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа».

- «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей».

- «Что Вы думаете о работе детского сада?»

Общие родительские собрания

- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре».

- «Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта».

Групповые родительские собрания

- Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры.

- Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные

- «Фольклор в жизни детей».

- «Читайте детям сказки».

- «Народная сказка в изобразительной деятельности детей».

- «Игрушки из природного материала и игры с ними».

Выставки

- Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек.

- Выставка поделок «Лесная сказка».

- Выставка рисунков «Декоративное чудо».

- Выставка рисунков «Моя Самара».

Конкурсы, викторины

- «Мастерская деда Мороза».

- «Глиняные мастера».

- «Чудеса из снега».

- Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве».

Проекты

- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп.

- «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей».

Экскурсии

- Экскурсии в музей народного быта.

- Экскурсия с детьми в Театр юного зрителя.

- Семейные экскурсии по достопримечательностям города Самары.

Наглядная информация

- Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких».

- Информационные стенды.

Праздники, развлечения.

- Совместный досуг «Моя счастливая семья».

- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы.

- Спортивный праздник «Богатырская наша сила».

 

IV этап — аналитический.

- анализ   результатов   работы   (исследования,   педагогическая диагностика),

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

 

Ресурсы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

6. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. 

7. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

8. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

9. http://www.portal-slovo.ru: Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Зимушка-зима» Цель: привить детям стремление простейшим подвижным занятиям.   Ход мероприятия: 1-й ребёнок: Пускай мороз и колется, кусает за бочок, А в поле за околицей...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Читайте также

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной…

Календарно-тематическое планирование работы над формированием и развитием импресивной и экспресивной речи, формированием и совершенствованием грамматического строя речи, формированием фонетической стороны...