Педагогический проект
«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2008-2009 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиций:
- устройство русской избы,
- утварь,
- орудия труда,
- русская народная одежда,
- народная игрушка.
Разработка Советом Музея программы деятельности музея народного быта «Русская изба», согласование работы всех специалистов.
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы |
Мероприятия |
Педсовет |
- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей. - Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики. |
Семинар |
- Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики». - Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ и РТВ». - Семинар для воспитателей Железнодорожного района «Интеграция образовательных областей в творческом проекте: коллекционирование». |
Мастер-класс |
- Техники нетрадиционного рисования. - Изготовление народных кукол. |
Консультация |
- «Музей в детском саду». - «Мезенская роспись по дереву». - «Развитие речи старших дошкольников на основе фольклорного жанра». - «Фольклор и звуковая культура речи детей дошкольного возраста». - «Устройство русской избы». |
Деловая игра |
- «Что вы знаете о русской народной культуре». - Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве». |
Анализ проблемных ситуаций |
- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. - Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях. |
Мозговой штурм |
- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта. - Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре. |
Проблемная лекция |
- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГТ. |
Самостоятельное проектирование |
- Работа педагогов по самообразованию. - Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Фестиваль педагогических идей |
- Знакомство с предметами народного быта в музее. - Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми. |
Смотр-конкурс |
- «Сочинение детьми музейных сказок» (Приложение 1). - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы |
Мероприятия |
Экскурсии-путешествия |
- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Путешествие в мир старинных вещей» для детей дошкольного возраста. - Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп. - Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2). |
Интегрированные и комплексные занятия |
- «Путешествие в прошлое утюга» для детей старшей группы. - «Хлеб всему голова» для детей старшей группы. - «Былины – кладезь народной мудрости» для детей подготовительной группы. - «Дуня, Дуня, Дуняша» для детей 2 младшей группы. |
Театрализованные представления |
- «Как избушка стала дворцом» с детьми средней группы. - «В гостях у Морозко» с детьми старшей группы. |
Кружковая работа |
- «Народная культура» с детьми средней группы. - «Волшебные узоры» с детьми старшей группы. - «Народная игрушка» с детьми подготовительной группы. |
Выставки, конкурсы |
- «Осень в гости к нам пришла». - «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Декоративное чудо». |
Проекты |
- «Декоративное чудо» с детьми старшей группы. - «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Презентации |
- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки. - Мимические телесно-ориентированные этюды. - Инсценировка сказок. |
Праздники, развлечения. |
- «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - «Масленица» с детьми средних и старших групп. - «Праздник русской берёзки» с детьми старших групп. |
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду № 355
Формы работы |
Мероприятия |
Анкетирование |
- «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа». - «Что Вы хотите узнать о нравственно-патриотическом воспитании детей». - «Что Вы думаете о работе детского сада?» |
Общие родительские собрания |
- «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре». - «Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта». |
Групповые родительские собрания |
- Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры. - Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников». |
Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные |
- «Фольклор в жизни детей». - «Читайте детям сказки». - «Народная сказка в изобразительной деятельности детей». - «Игрушки из природного материала и игры с ними». |
Выставки |
- Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек. - Выставка поделок «Лесная сказка». - Выставка рисунков «Декоративное чудо». - Выставка рисунков «Моя Самара». |
Конкурсы, викторины |
- «Мастерская деда Мороза». - «Глиняные мастера». - «Чудеса из снега». - Совместная литературная викторина для детей и взрослых «В тридевятом царстве». |
Проекты |
- «Сочинение детьми музейных сказок» с детьми средних и старших групп. - «Лучшая экскурсионная программа по экспозициям музея для детей и родителей». |
Экскурсии |
- Экскурсии в музей народного быта. - Экскурсия с детьми в Театр юного зрителя. - Семейные экскурсии по достопримечательностям города Самары. |
Наглядная информация |
- Папки-передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «Новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких». - Информационные стенды. |
Праздники, развлечения. |
- Совместный досуг «Моя счастливая семья». - «Посиделки на 8 Марта» с детьми подготовительной группы. - Спортивный праздник «Богатырская наша сила». |
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
Ресурсы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.
7. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
9. http://www.portal-slovo.ru: Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...
Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»
Методическая разработка план-программы информационно-развивающего пространства ДОУ «Петербургская гостиная»
Давайте посмотрим на мир, глазами детей
Давайте посмотрим на мир, глазами детей Когда ребенок появляется на свет, он еще не знает, что его ждет, как много ему предстоит...