Детско-взрослый проект «Секрет загадки»

(старший дошкольный возраст)

Актуальность.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас.Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Играя с детьми в игру «Угадай-ка», направленную на формирование умений отгадать загадку и объяснить отгадку, у них появилось желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки придумать свои загадки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым. Так появился проект «Секрет загадки».Проблема: Детям нравиться отгадывать загадки, но как придумать загадку, в чём её секрет они не знают.

Цель проекта: Учить детей составлять загадки разных видов.

Задачи:

  • Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
  • Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.
  • Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
  • Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
  • Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре.

Ожидаемый результат:

  • Конкурс загадок;
  • Сборник загадок «Угадай-ка».

Срок реализации проекта: один месяц.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Образовательный эффект от реализации проекта:

  • Научить детей поиску информации, используя разные способы;
  • Учить детей систематизировать информацию и представлять результат;
  • Развивать речь детей через сочинение загадок, разнообразных по тематике и структуре.

Ресурсное обеспечение:

  • Наглядный материал по проблеме,
  • Наличие художественной и научно-популярной, методической литературы,
  • Материал для изготовления книги загадок (бумага разного размера, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, нитки, пуговицы, крупы и т.д.),
  • Компьютер,
  • Цветной принтер.

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сбор информации о проблеме):

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме;
  • Составление перспективного плана мероприятий по формированию умение сочинять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
  • Привлечение родителей к решению проблемы;
  • Подбор бросового материала для деятельности по созданию книги загадок.

2. Основной (реализация проекта):

  • Выполнение перспективного плана мероприятий.

3. Итоговый:

  • Конкурс загадок;
  • Презентация книги-сборника загадок «Угадай-ка»;
  • Анализ результатов.

Для достижения результата детям необходимо было выполнить ряд шагов:

1шаг: Узнать что такое загадка, какие бывают загадки, используя разные способы.

1. Подумать самому,

2. Спросить у другого человека,

3. Прочитать,

4. Узнать из средств массовой информации,

5. Узнать из интернета (всемирной компьютерной сети электронной связи).

 проект

 

В ходе самостоятельной исследовательской деятельности дети узнали:

  1. Что такое загадка,
  2. Историю происхождения загадки,
  3. Правила отгадывания загадок.

2 шаг: Составить алгоритм сочинения загадки.

3 шаг: Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.

4 шаг: Выделить лучшие загадки, которые войдут в сборник загадок путём голосования.

5 шаг: Создать книгу-сборник загадок «Угадай-ка».

6 шаг: Презентация сборника загадок «Угадай-ка» детям детского сада.

Педагоги в процессе реализации проекта решали следующие проблемы:

1. Создавали условия для саморазвития, самовыражения каждого ребёнка;

2. Создавали условия для развития речи детей;

3. Способствовали социальной активности детей;

4. Находили наиболее эффективные способы взаимодействия с семьёй.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Читайте также

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка»

Дидактическая игра «У кого длинней дорожка» Эта игра предназначена для детей 4-5 лет, для развития внимания, памяти, мышления. Она способствует развитию...