Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении, фантазировании. Телевидение, интернет, компьютерные игры привлекают детей все больше, все неохотнее они слушают «живое» чтение, не ждут ничего интересного от текстов литературных произведений, поэтому у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети плохо воспринимают на слух сказки, не чувствуют красоту литературной речи, не могут отличить авторскую сказку от народной, не могут объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему, не умеют пересказывать.
Актуальность проекта: низкая речевая активность детей, обусловленная рядом негативных факторов, а именно:
- недостаточный объем «живого» общения между родителями и детьми;
- снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей;
- здоровье детей (недостатки в развитии речевого аппарата).
Цель проекта: формирования устной речи и навыков речевого общения детей с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Задачи проекта.
Для детей:
- овладение речью, как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие связной речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с художественной литературой (фольклор).
Для родителей:
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.
Для педагогов:
- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме;
- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.
Паспорт проектной работы
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Формы проведения: игровая деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Как учить ребенка пересказывать» (информационный стенд группы);
- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование, страницы книжки-самоделки по сказке).
Продукт проекта:
- Презентация «Пересказы детей» (сайт группы)
- Книжка – самоделка «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).
Предполагаемые результаты:
- освоение детьми монологической речи путем пересказа сказок.
- проявление интереса детей к фольклору.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Содержание работы:
- выявление проблемы по теме проекта (неумение детьми пересказывать);
- постановка целей и задач проекта (освоение монологической речи путем пересказа русской народной сказки);
- подбор материалов для консультирования родителей по теме «Обучение детей пересказу»;
- оформление консультации для родителей в печатном виде для размещения на информационном стенде группы;
- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;
- подбор методической, справочной литературы по теме проекта (согласно ФГОС «…Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа»);
- подбор литературного произведений для чтения и пересказа (русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);
- разработка плана проведения мероприятий проекта (игры, ООД, самостоятельная деятельность детей, запись рассказов);
- развивающая среда в группе (настольные игры разной направленности)
- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.
II этап проекта – основной
Обогащение развивающей среды:
- книжный уголок (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения);
- речевая зона – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; использование разных видов театра, масок (для театрализации);
– зона изобразительной деятельности (раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции).
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности:
Утро:
- ситуативная беседа
- игра словесная, м\подвижности (в группе)
- игра подвижная (на прогулке)
- игры настольные дидактические
- ООД
- Минутка тишины
- Минутка шалости
Вторая половина дня:
- игры-драматизации
- запись рассказов по сказке
- просмотр мультфильма
- рассматривание иллюстраций
- опытно-экспериментальная деятельность
- чтение детям записанных рассказов
- составление мнемотаблицы
- рассматривание книжки-самоделки «Рассказы и рисунки по сказке».
План мероприятий по проекту
ООД:
- Развитие речи «Пересказ р. н. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
- Ознакомление с окружающим «Семь "сказочных" художников»
- РЭМП (геометрические фигуры, счет, цифры, штриховка, обведи по точкам)
- Рисование «Три дровосека» (иллюстрация к сказке)
- Лепка «Угощение для друзей» (из жгутиков)
- Аппликация «Плыви, кораблик, через речку»
- Конструирование «Мостик пешеходный сказочный»
Игры подвижные:
- «Пузырь»
- «Ручеек»
- «Ровным кругом»
- «Мы лепим, лепим, лепим, мы лепим целый день…»
- «Мы веселые ребята»
- «За дровами»
Игры настольно-дидактические:
- Лото «Сказки»
- Лото «Герои сказок»
- Домино «Ассоциации»
- «Логические цепочки»
- «Разложи по порядку»
- «Придумай изображение» (счетные палочки)
Словесные игры:
- Артикуляционная гимнастика
- «Придумай слова на звук «П»
- «Придумай слова на звук «С»
- «Придумай слова на звук «Л»
- «Закончи фразу» («Скажи наоборот»)
Коммуникативные игры:
- «Круг друзей»
- «Да-да, нет-нет»
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
- Игра «Веселые пальчики»
Рассматривание иллюстраций к сказке:
- Художник Зоя Ярина
- Художник Мищенко Вера Порфирьевна
Ситуативные беседы:
- «Что такое дружба?»
- «Реальные и сказочные персонажи в сказках»
- «Расскажем Мишке, как мы дружим»
- «Чему учит сказка «Пузырь, соломинка и лапоть?»»
- «Как бы ты поступил, если бы…»
- «Расскажи, с кем ты дружишь, почему?»
Просмотр мультипликационного фильма «Три дровосека»
Прослушивание аудиозаписей детских песенок «Вместе весело шагать», «Дружба верная не кончается»
Драматизация сказки (условные персонажи – геометрические формы)
Диалоги персонажей сказки (интонация, темп речи, сила голоса, придумывание ситуаций)
Составление мнемодорожки по сказке
Самостоятельная художественная деятельность детей (рисование, закрашивание, штриховка, работа с ножницами).
Минутка тишины:
- «Старинная обувь - лапоть»
- «Изделия из соломы»
- «Из чего делают резину»
- Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Вместе весело шагать»
- Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Дружба верная не кончается»
- «Загадывание загадок».
Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Мыльные пузыри»
- «Воздушные шарики»
- «Опыты с соломинкой»
- «Опыты с берестой»
- «Опыты с бумагой»
- «Опыты с водой».
Запись рассказов от лица героя сказки
Чтение записанных рассказов детям.
Составление книжки-самоделки (текст сказки, рассказы и рисунки детей).
III этап – заключительный
Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации)
Презентации для родителей:
- «Наши дружные ребята» (сайт группы)
- Книжка – «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).
Консультации (информационный стенд группы):
- №1 «Развитие речи дошкольников»;
- №2 «О дружбе»;
- №3 «Содержание образовательной области «Речевое развитие»;
- №4 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Предполагаемый результат.
У детей:
- закрепление умения пересказывать небольшие сказки, выразительно передавать диалоги персонажей,
- повышение интереса к фольклору;
- формирование ценностных представлений о дружбе.
У родителей:
- повышение родительских знаний в вопросах развития связной речи детей.
Используемая литература:
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) М.: Просвещение, 1981.
- Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978.
- Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.
Читайте также |
---|
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…
Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...