Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении, фантазировании. Телевидение, интернет, компьютерные игры привлекают детей все больше, все неохотнее они слушают «живое» чтение, не ждут ничего интересного от текстов литературных произведений, поэтому у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети плохо воспринимают на слух сказки, не чувствуют красоту литературной речи, не могут отличить авторскую сказку от народной, не могут объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему, не умеют пересказывать.

Актуальность проекта: низкая речевая активность детей, обусловленная рядом негативных факторов, а именно:

- недостаточный объем «живого» общения между родителями и детьми;

- снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей;

- здоровье детей (недостатки в развитии речевого аппарата).

Цель проекта: формирования устной речи и навыков речевого общения детей с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи проекта.

Для детей:

- овладение речью, как средством общения;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие связной речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с художественной литературой (фольклор).

Для родителей:

- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

- повышать родительскую компетенцию по теме проекта.

Для педагогов:

- реализовывать обучающие, развивающие, воспитательные задачи через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;

- подбирать методическую, справочную, художественную литературу по теме;

- пополнять предметно-развивающую среду по теме проекта.

Паспорт проектной работы

Возраст детей: дети 4-5 лет.

Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Формы проведения: игровая деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, продуктивные виды деятельности; работа с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Взаимодействие с родителями:

- консультация «Как учить ребенка пересказывать» (информационный стенд группы);

- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование, страницы книжки-самоделки по сказке).

Продукт проекта:

  1. Презентация «Пересказы детей» (сайт группы)
  2. Книжка – самоделка «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).

Предполагаемые результаты:

- освоение детьми монологической речи путем пересказа сказок.

- проявление интереса детей к фольклору.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Содержание работы:

- выявление проблемы по теме проекта (неумение детьми пересказывать);

- постановка целей и задач проекта (освоение монологической речи путем пересказа русской народной сказки);

- подбор материалов для консультирования родителей по теме «Обучение детей пересказу»;

- оформление консультации для родителей в печатном виде для размещения на информационном стенде группы;

- планирование образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов;

- подбор методической, справочной литературы по теме проекта (согласно ФГОС «…Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа»);

- подбор литературного произведений для чтения и пересказа (русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);

- разработка плана проведения мероприятий проекта (игры, ООД, самостоятельная деятельность детей, запись рассказов);

- развивающая среда в группе (настольные игры разной направленности)

- размещение информации для родителей о начале реализации проекта.

II этап проекта – основной

Обогащение развивающей среды:

- книжный уголок (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения);

- речевая зона – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; использование разных видов театра, масок (для театрализации);

зона изобразительной деятельности (раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции).

Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности:

Утро:

- ситуативная беседа

- игра словесная, м\подвижности (в группе)

- игра подвижная (на прогулке)

- игры настольные дидактические

- ООД

- Минутка тишины

- Минутка шалости

Вторая половина дня:

- игры-драматизации

- запись рассказов по сказке

- просмотр мультфильма

- рассматривание иллюстраций

- опытно-экспериментальная деятельность

- чтение детям записанных рассказов

- составление мнемотаблицы

- рассматривание книжки-самоделки «Рассказы и рисунки по сказке».

План мероприятий по проекту

ООД:

  1. Развитие речи «Пересказ р. н. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
  2. Ознакомление с окружающим «Семь "сказочных" художников»
  3. РЭМП (геометрические фигуры, счет, цифры, штриховка, обведи по точкам)
  4. Рисование «Три дровосека» (иллюстрация к сказке)
  5. Лепка «Угощение для друзей» (из жгутиков)
  6. Аппликация «Плыви, кораблик, через речку»
  7. Конструирование «Мостик пешеходный сказочный»

Игры подвижные:

  1. «Пузырь»
  2. «Ручеек»
  3. «Ровным кругом»
  4. «Мы лепим, лепим, лепим, мы лепим целый день…»
  5. «Мы веселые ребята»
  6. «За дровами»

Игры настольно-дидактические:

  1. Лото «Сказки»
  2. Лото «Герои сказок»
  3. Домино «Ассоциации»
  4. «Логические цепочки»
  5. «Разложи по порядку»
  6. «Придумай изображение» (счетные палочки)

Словесные игры:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. «Придумай слова на звук «П»
  3. «Придумай слова на звук «С»
  4. «Придумай слова на звук «Л»
  5. «Закончи фразу» («Скажи наоборот»)

Коммуникативные игры:

  1. «Круг друзей»
  2. «Да-да, нет-нет»
  3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
  4. Игра «Веселые пальчики»

Рассматривание иллюстраций к сказке:

  1. Художник Зоя Ярина
  2. Художник Мищенко Вера Порфирьевна

Ситуативные беседы:

  1. «Что такое дружба?»
  2. «Реальные и сказочные персонажи в сказках»
  3. «Расскажем Мишке, как мы дружим»
  4. «Чему учит сказка «Пузырь, соломинка и лапоть?»»
  5. «Как бы ты поступил, если бы…»
  6. «Расскажи, с кем ты дружишь, почему?»

Просмотр мультипликационного фильма «Три дровосека»

Прослушивание аудиозаписей детских песенок «Вместе весело шагать», «Дружба верная не кончается»

Драматизация сказки (условные персонажи – геометрические формы)

Диалоги персонажей сказки (интонация, темп речи, сила голоса, придумывание ситуаций)

Составление мнемодорожки по сказке

Самостоятельная художественная деятельность детей (рисование, закрашивание, штриховка, работа с ножницами).

Минутка тишины:

  1. «Старинная обувь - лапоть»
  2. «Изделия из соломы»
  3. «Из чего делают резину»
  4. Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Вместе весело шагать»
  5. Прослушивание аудиозаписи детской песенки «Дружба верная не кончается»
  6. «Загадывание загадок».

Опытно-экспериментальная деятельность:

  1. «Мыльные пузыри»
  2. «Воздушные шарики»
  3. «Опыты с соломинкой»
  4. «Опыты с берестой»
  5. «Опыты с бумагой»
  6. «Опыты с водой».

Запись рассказов от лица героя сказки

Чтение записанных рассказов детям.

Составление книжки-самоделки (текст сказки, рассказы и рисунки детей).

III этап – заключительный

Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации)

Презентации для родителей:

- «Наши дружные ребята» (сайт группы)

- Книжка – «Рассказы с картинками» (по русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).

Консультации (информационный стенд группы):

- №1 «Развитие речи дошкольников»;

- №2 «О дружбе»;

- №3 «Содержание образовательной области «Речевое развитие»;

- №4 «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Предполагаемый результат.

У детей:

- закрепление умения пересказывать небольшие сказки, выразительно передавать диалоги персонажей,

- повышение интереса к фольклору;

- формирование ценностных представлений о дружбе.

У родителей:

- повышение родительских знаний в вопросах развития связной речи детей.

 

Используемая литература:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) М.: Просвещение, 1981.
  2. Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978.
  3. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Читайте также

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...