Использование проектного метода в формировании представлений о родном крае у детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Одним из направлений образовательной работы с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, является формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.

Начиная работу по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, мы ставили перед собой следующие задачи:

- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю его истории, настоящему и будущему;

- приобщать к культуре и традициям родного края;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Для решения этих задач мы выбрали проектный метод, так как именно он помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Проектная деятельность невозможна без участия родителей. Родители могут помочь ребёнку найти информацию в интернете, подготовить красочную презентацию или наглядный материал. Они могут сходить на экскурсию, в музей, библиотеку, съездить в другой город, купить новые книги. Но у современных родителей мы отмечаем две особенности: одни родители не уверены в ребёнке, стремятся сделать всё за него, не дают проявить инициативу и самостоятельность. Другие увлечённо помогают малышу, но, не учитывая возрастных особенностей, перегружают его информацией, создают длинные, богатые по содержанию, красочные, но трудно воспроизводимые ребёнком презентации или выступления. Да, есть дети способные запомнить большой объем информации и воспроизвести его, но сверстники, особенно дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не всегда воспринимают эту информацию. Поэтому необходимо вести работу с родителями в этом направлении.

В начале учебного года мы провели анкетирование с целью определения степени заинтересованности родителей в вопросах ознакомления детей с родным краем, готовности родителей участвовать в детских познавательных проектах и других формах взаимодействия.

Исходя из анализа анкетных данных, мы отметили, что современные родители понимают значение формирования патриотических чувств к малой Родине. Они желают, чтобы ребенок познакомился с историей нашего города, его достопримечательностями, традициями; природой, историей и культурой Вологодской области. Родители согласны на активное участие в проектной деятельности, но с оговоркой, если педагоги им помогут. Этот вопрос мы обсудили и на родительском собрании, после чего разработали план мероприятий по педагогическому просвещению и включению родителей в активную образовательную деятельность по реализации детских исследовательских проектов.

Следующим шагом было групповое консультирование «Как помочь ребенку в реализации исследовательского проекта?». Родителям были розданы памятки «Как отвечать на детские «Почему?», «Расскажите детям», «Любознательность или любопытство?».

В ходе индивидуальных консультаций мы обсуждали с родителями, как лучше сформулировать цель и задачи детского исследовательского проекта, определить содержания проекта, пути реализации.

Каждый созданный детский проект презентовался ребенком в группе самостоятельно или совместно с родителем.

Все материалы детских исследовательских проектов мы размещаем в раздевальной комнате на информационной стене. Это даёт возможность всем родителям и детям ознакомиться с материалами: рассмотреть фотографии, рисунки, схемы, прочитать рассказы, получить объяснения от автора проекта. Мы, педагоги, дополняли проект различными заданиями и играми для систематизации знаний детей. Мы наблюдали живой интерес взрослых к материалам проектов. А воспитанники, собираясь вечером домой, с увлечением рассказывали родителям, что нового они узнали, наглядно видя перед собой фотографии, схемы. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы в виде книг, альбомов и находятся в свободном доступе детей.

Ознакомление старших дошкольников с ТНР с родным краем началась с общегруппового проекта «Почему улицы так называются?». С помощь данного проекта решались следующие задачи:

  1. Расширить представления о родном городе, помочь детям понять смысл названий улиц Череповца, упражнять в назывании адреса.
  2. Учить детей определять проблему, цель, пути решения проблемы, работать малыми группами и в коллективе.

У детей была проблема запомнить адрес, они пытались воспроизвести его механически, не понимая смысла. В ходе реализации проекта дети играли в «рассуждалки», интервьюировали родителей, педагогов. Составили таблицу, которая помогла классифицировать названия улиц:

- улицы, названные по профессиям людей работающих в нашем городе (улица Сталеваров, Металлургов, Строителей, Химиков);

- улицы, названные в честь знаменитых людей (улица Верещагина, Горького, Маяковского, Годовикова, Гагарина);

- улицы по названию городов (улица Вологодская, Рыбинская, Реахе, Архангельская);

- проспекты (проспект Победы, Октябрьский проспект).

Мы пригласили в гости бабушку Сережи, и она рассказала о том, как строились улицы города, что было на этом месте раньше.

В ходе реализации проекта дети предложили изобразить названия улиц. Ребята придумывали дизайн, а потом мастерили новые таблички для обозначения улиц и домов: делали аппликации, рисовали, лепили из пластилина. Постоянно рассматривали карту города, искали названия знакомых улиц, отмечали их расположение и протяженность, рисовали карты, маршруты, а потом использовали их в своих играх.

В ходе экскурсий по микрорайону, читали названия улиц, вспоминали историю их возникновения. Закрепляли правила поведения на улице, в общественных местах, правила пешеходов, отмечали значение труда людей построивших город (архитекторы, строители) и ухаживающих за ним (дворники, дизайнеры, службы по ремонту зданий и дорог, озеленители).

В результате у воспитанников обогатились представления об улицах города, истории их возникновения. Дети стали лучше ориентироваться в микрорайоне, без труда называют свой адрес.

Индивидуальный детский проект «Зачем нужны памятники?».

Во время экскурсии на площадь Металлургов Даниил отвлекался, чтобы показать детям памятники, путал их, постоянно спрашивал у нас, что это за памятники и зачем они нужны, интересовался, а почему в Москве совсем другие памятники. Так возникла идея индивидуального исследовательского проекта «Зачем нужны памятники?».

Поддержать детскую инициативу Даниила сразу согласилась мама, папа же долго сомневался: «Это трудно. Ребёнку будет неинтересно. Зачем это нужно?».

Мы с Даниилом в группе рассмотрели открытки с изображением памятников города, многие из них он уже видел. Его очень заинтересовал памятник ушедшим на фронт ученикам, а когда он узнал, что памятник находится на территории школы № 1, сразу стал просить родителей его посмотреть. После первой же экскурсии к памятнику папа изменил своё отношение к проблеме и стал самым активным помощником Даниила в реализации проекта. Всей семьёй они посетили почти все памятники города, подключили к экскурсиям друзей ребёнка и других родственников, сосчитали, что всего в Череповце 25 памятников. Узнали что есть памятники событиям и памятным датам в истории страны и города, и памятники великим людям.

Даниил в ходе повторной экскурсии на площадь Металлургов рассказал детям о памятниках, истории их создания. В группе с увлечением показывал фотографии своих путешествий по городу, вместе с ребятами изучал карту их размещения. Изготовил пиктограммы, игру «Что лишнее?», альбом «Памятники Череповца». Вместе с мамой Анной Николаевной они провели презентацию проекта. Мама помогла Данилу с видеопрезентацией проекта, вместе с Даниилом рассказала о том, как они путешествовали по городу и искали ответ на вопрос «Зачем нужны памятники?», задавала вопросы детям, активизировала их внимание. После презентации воспитанники долго рассказывали о своих впечатлениях, задавали вопросы.

Индивидуальный детский проект «Лесной великан».

Проблема ознакомления детей с богатством и разнообразием флоры и фауны родного края стоит перед нами педагогами очень остро. Современные ребята очень живо интересуются вымершими динозаврами, экзотическими животными и птицами, растениями теплых стран. А что интересного можно узнать о жизни лосей, простом подорожнике или ромашке?

В группе мы продолжали знакомить детей с животными Вологодской области. Я загадала загадку про лося, ребята с трудом её отгадали, запутались, как обычно в определениях, кто же это был: лось или осёл (олень)? И почему его называют лесным великаном?

Этот вопрос очень заинтересовал Стаса и вместе с мамой он подготовил индивидуальный проект «Лесной великан» о жителе наших лесов – лосе. Во время презентации своего проекта он показал детям яркие фотографии, проиллюстрировал особенности жизни лесных великанов в разное время года. Особое внимание в проекте было уделено экологическим проблемам встречи лосей с автотранспортом на дорогах Вологодчины. Мы с ребятами тут же попытались решить эту проблему. Нас порадовало то, что ребята предлагали наряду с фантастическими предложениями вполне реальные, выполнимые. Опираясь на свои жизненный опыт, ребята предлагали: водителям внимательно следить за дорожными знаками, снижать скорость на лесных дорогах, не вырубать леса вокруг крупных городов, подкармливать животных в зимнее время года.

Стас продемонстрировал не только замечательные фотографии, но и макет «На лесной полянке», раскраски для иллюстраций экологических сказок. Дети тут же захотели изготовить дорожный знак «Осторожно! Лось!». Этот проект оставил живой отклик в детских сердцах, и они увлеченно рассказывали взрослым о том, как и зачем лоси весной сбрасывают рога, как они переплывают реки, как зимой путешествуют в поисках пищи по глубоким снегам и незамерзающим болотам Вологодчины.

Позднее при посещении музея Природы, ребята нашей группы вспомнили о животных, которых не раз видели в музее, на картинках и в живой природе. Задавали множество познавательных вопросов и совершенно покорили экскурсовода своими знаниями, но и от сотрудника музея они узнали о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Вологодской области, узнали ещё много интересных фактов и сделали вывод о том, что можно и дальше продолжать узнавать новое о жизни животных Вологодской области.

Стас увлёк сверстников исследовательской деятельностью: ребята готовили минисообщения о жизни животных и растений, приносили заметки в копилку «Это интересно!», изучали экологическую азбуку, рассматривали и читали детские энциклопедии, иллюстрировали экологические сказки.

Индивидуальный проект «Вологодское чудо».

Знакомство дошкольников с родным краем будет неполным, если не затронуть тему промыслов. У нас, как и в других детских садах накоплен опыт работы по ознакомлению детей с вологодским кружевом. Тема интересная, но сложная. Проблема создания вологодского кружева увлекла Варвару, так появился еще один проект «Вологодское чудо».

Варвара с мамой использовали возможности интернета, сходили на экскурсию в центр детского творчества и воскресную школу, на мастер-класс в Детский музей. Мама с дочкой увлекательно рассказали детям о создании вологодского кружева, показали замечательные фотографии, изделия вологодской фабрики «Снежинка», ответили на многочисленные вопросы детей. После встречи мама Вари Елена Алексеевна рассказала мне о том, что очень переживала, как будут воспринимать её рассказ дети, и была очень удивлена познавательной активностью детей. Она отметила, что при реализации проекта, не только Варвара, но и она сама узнала много нового и интересного о вологодском кружеве, вместе с семьёй они планируют летом поездку в Вологду с целью посещения музея Вологодского кружева.

Подводя итоги работы за учебный год, мы убедились, что проектный метод очень эффективен в формировании представлений о родном крае у детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей не только расширились, систематизировались представления об истории, достопримечательностях, предприятиях нашего города, природе, культуре Вологодской области. Но и произошли позитивные изменения в личностной сфере. У большинства воспитанников (86%) наблюдается стремление узнавать новое, замечать изменения, происходящие в ближайшем окружении. Дети умеют самостоятельно проводить исследование, делать выводы. У воспитанников наблюдается хороший уровень коммуникативных навыков: без боязни выступают с презентацией проекта, умеют слушать друг друга, задавать вопросы. Произошли изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети стали для родителей интересными партнёрами по совместной деятельности.

Повторное анкетирование родителей подтвердило наши наблюдения. Они отмечают позитивные изменения, произошедшие в ребёнке: активность, самостоятельность, инициативность при решении познавательных задач. Многие родители (64%) были активными участниками проектной деятельности.

Таким образом, использование проектного метода способствует развитию личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, обеспечивает активность детей и родителей в образовательном процессе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа). Тема: Приключения в…

Конспект занятия по познавательному развитию (младшая группа) Тема: Приключения в лесу Программное содержание: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг...

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Читайте также

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...