Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Введение

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б. Паскаль.

Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.

В соответствии с программой «От рождения до школы» дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически. По мнению Т.И. Ерофеевой причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.

В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра - эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Кроме того, понятие «дидактическая игра» порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.

Цель методической разработки: выявить и обосновать использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста;
  • формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
  • развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности;
  • накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей с геометрическими фигурами;
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

Основная идея: формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей ОВЗ 5-6 лет будет проходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.

Новизна методической разработки: заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

1. Дидактическая игра и её значение

Игра имеет особое, важное, значение в жизни детей дошкольного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение».

Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «...Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Продолжая работу В. А.Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов».

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Продолжая работу Д. Б. Эльконина, Ш. А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль, усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность нашей работы.

А.А. Столяр отмечает, что игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театрализованные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Место игры в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр. Б.П. Никитин отмечает, что обучающие игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, различают их. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на занятиях математики в детском саду.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, такое определение дается в Педагогическом энциклопедическом словаре.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Дидактическая игра, как показывает ее название, — один из методов обучения детей, их умственного развития. Необходимость игрового метода обучения определяется особенностями дошкольного возраста. Для приобретения и закрепления знаний, умений и навыков, ребенку требуются многократные повторения, упражнения. В силу образности мышления ребенка, его эмоциональности и еще слабой способности к произвольному вниманию упражнения дают лучший результат, если они облекаются в занимательную форму, связываются с активной деятельностью.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит образами, звуками, красками». Это утверждение подчеркивает закономерность, которая лежит в основе развития детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр заключается в следующем:

- В дидактических играх уточняются, закрепляются и расширяются представления об окружающем.

В дидактических играх дети получают и новые знания, преимущественно о свойствах предметов: правильное название цвета, геометрической формы, пространственных отношений.

- В каждой дидактической игре развиваются мышление и речь; формируется умственная деятельность: выполнение игровой задачи требует от ребенка сосредоточенности, умения управлять своим вниманием, восприятиями, рассуждать, сравнивать, делать некоторые обобщения, выводы; во всякой дидактической игре от детей требуется словесное выражение своих мыслей. Все это делает эту игру важным средством подготовки ребенка к школьному обучению.

- Дидактические игры служат средством нравственного воспитания.

Таким образом, многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с многообразными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов.

Целесообразность дидактических игр на занятиях определяется тем, что восприятие и действие с ними способствует овладению детьми знаниями, ради которых и используются эти игры и средства наглядности.

2. Дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания; знакомство с социальным миром; развитие элементарных математических представлений. Математика входит в образовательную область познавательное развитие.

Целью направления познавательного развития является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи по ФГОС ДО: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование первичных представлений о планете.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте по Программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО дается следующее предметное содержание развития представлений о геометрических фигурах:

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые и т.д.

В нашей группе для закрепления представлений о геометрических фигурах, сенсорного восприятия и развития мелкой моторики детьми ОВЗ была выбрана дидактическая игра «Наряди матрешку» (приложение 1). Эта игра отвечает поставленным задачам:

  • формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
  • развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности;
  • накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей с геометрическими фигурами;
  • развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.

Заключение

В нашей работе изучались вопросы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета возможно при использовании дидактических игр с математическим содержанием.

Предложенная нами дидактическая игра позволяет сделать процесс обучения более занимательным, управляемым. В условиях целенаправленного поэтапного формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления о геометрических фигурах и форме предмета. Использование дидактических игр приводит к позитивным результатам.

По результатам нашей работы дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Педагогам можно рекомендовать включать дидактические игры в процесс занятия. Организовывать и проводить вместе с детьми ОВЗ дидактические игры в процессе самостоятельной деятельности детей. Включать в процесс обучения дидактические игры, направленные на:

- узнавание и называние геометрических фигур;

- нахождение предметов различной формы;

- понимание значения слова "эталон".

Список использованной литературы

1. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Дошкольное воспитание. - 1992. -№7.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007.

3. Барылкина Л.П., Фалькович Т.А. Формирование математических представлений: занятие для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.

4. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.,2002

6.Бондареко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Изд. Просв.: 1991.

7.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,1991.

8. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.

9. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

10. От рождения до школы [Текст]: программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2014.

11. Перова М.Н Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).

13. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.,1988.

14.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.,1985.

15. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2000.

16.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 2004.

Приложение 1

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ:

«Наряди матрешку»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 3 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки» (приложение 2).

Описание игры.

Вариант № 1 – «Наряди»!

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».

Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.

Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут нарядными.

Возрастная группа: старшая

Приложение 2

7



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...