Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?»

Введение

Актуальность темы добра и зла в нашей жизни, обусловлена несколькими направляющими. Первая из них, это непростая мировая обстановка, поддерживающаяся конфликтными и враждебными настроениями по отношению к нашей стране и к русскому народу. Вторая, немаловажная направляющая, это внутренний духовно-нравственный ориентир каждого человека, который входит в основу создания и сохранения культурных, семейных ценностей, что является основой гуманного общества.

Нужно отметить и важность гуманного отношения к братьям нашим меньшим и окружающей нас природе. Ведь ни кому не секрет, что наш мир незаметно перешел в век потребления, людей все меньше заботят внутренние духовные устои и ценности, поэтому очень важной задачей образования является воспитание и формирование у детей высших качеств человека и человеческой души.

Данный проект «Добро наших сердец» и интерактивное занятие, которое затрагивает тему добра и зла, направленно на формирование у детей таких важных человеческих качеств как: милосердие, понимание, доброту, сострадание, дружбу и конечно любовь. Пониманию того, что добро всегда побеждает зло, что злое деяние всегда можно исправить. Дать понятие о необходимости воспитывать в себе добрые качества и быть милосердным, всегда помогать друг другу.

Пояснительная записка

Целью мероприятия является развитие и воспитание традиционных ценностей духовно-нравственной культуры у дошкольников.

Для достижения цели, решаются следующие задачи:

- дать представление о понятиях «добро» и «зло»;

- объяснить взаимосвязь понятий добро-свет, зло-тьма, и на примере

показать, как они проявляются в нашем мире и в наших поступках;

- формирование таких качеств человека, как: трудолюбие, милосердие, понимание, сострадание, помощь, доброту и любовь;

- формировать у детей желание проявлять добро и сострадание по

отношению к несправедливости и злу.

Технологии, используемые в ходе проведения занятия:

- информационно-коммуникационная;

- здоровьесберегающая;

-технология интегрированного обучения;

- технология критического мышления;

- проектная технология;

- арт технология;

- ИКТ технологии;

Виды деятельности:

- игровая;

- продуктивная;

- познавательно-исследовательская;

- творческая деятельность;

- интегрированная и комбинированная форма работы.

Методы, используемые в ходе проведения занятия:

  • проблемный метод;
  • исследовательский метод;
  • поисковый метод;
  • ИКТ;
  • деятельностный метод;
  • рефлексия;
  • беседа;
  • дискуссия.

Способы организации образовательной деятельности:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • индивидуальный.

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик детей в процессе обсуждения темы «добра» и «зла», создать включенность в живую беседу и рассуждения о духовно-нравственных качествах человека. Формирование ценностного отношения к добру во всех его проявлениях. Вызвать чувство милосердия и гуманности друг к другу и окружающему миру. Формировать духовно-нравственные качества личности.

Оборудование и техническое оснащение:

  • использование средств мультимедиа (интерактивная доска, звуковое оснащение, ноутбук);
  • использование средств светового оснащения;
  • презентация;
  • столы, стулья.

Раздаточный материал, для выполнения практической работы:

  • подложка;
  • листочки в виде карточек, закрашенных в технике граттаж;
  • деревянные палочки, для процарапывания рисунка в технике граттаж;
  • салфетки.

Структура мероприятия:

1. Подготовительный этап:

Включает в себя следующие мероприятия:

  • подбор методических и информационных материалов;
  • подготовка презентации на тему «добро и зло в нашей жизни»;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • тонировка листочков в виде карточек в технике граттаж;
  • подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.

2. Этап проведения интерактивного занятия:

  • в начальной фазе занятия, происходит сюрпризный момент, который настраивает на доброжелательную обстановку, и мотивирует на решение проблемной задачи;
  • создание атмосферы живого общения на этапе объяснения материала;
  • обеспечить раскрытие творческой активности на этапе проведения практической работы, при решении проблемной задачи;
  • обозначить важность и нужность от разрешения проблемной задачи в творческой работе;
  • наблюдение педагога за активность и степенью погружения в данную тематику и усвоение материала.

3. Заключительный этап:

  • благодарность педагога за участие в данном мероприятии, за творческое проявление и за проявление добрых качеств;
  • пожелание детям всего самого доброго и светлого;
  • самоанализ проведенного занятия.

Приложения:

  1. Сценарий интерактивного занятия.

Заключение

Проведение проектов и занятий по развитию духовно-нравственной культуры, создают огромную платформу и образовательную среду для формирования личностных качеств подрастающего поколения, а так же обеспечивают совместную коммуникативную деятельность между детьми и педагогом. Надо отметить, что духовно-нравственное воспитание создает добрую комфортную обстановку, которая наиболее полно раскрывает психоэмоциональное состояние ребенка, что позволяет работать и корректировать его психологическую составляющую на стадии формирования личности. Немаловажным в формировании духовно-нравственных качествах, является и творческая деятельность, через которую ребенок может проявить свои мысли, чувства и желания. Поэтому творческая деятельность позволяет снять степень напряжения и раскрыть новые грани личности. Анализ проведенного занятия на тему «Добро и зло в нашей жизни» позволил выявить заинтересованность детей к данной теме. В процессе занятия дети активно взаимодействовали друг с другом. Отмечен уровень положительных эмоций, особенно в ходе выполнения практического задания, направленный на проявление добрых качеств и помощи в решении проблемной задачи.

Список используемой литературы

  1. Архиепископ Евсевий (Орлинуский): Энциклопедия воспитания маленького христианина. Издательство: НФ Институт перспективных исследований, 2022 г.- 368 с.
  2. Бацкалева Виктория Викторовна, Забегайлова Ирина Валерьевна. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие". Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2021 г.-192 с.
  3. Детская библия, рассказы притчи для детей. Издательство: Вольный странник 2021 г.-168 с.
  4. Колокольцева М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. М.:«Издательство «Перо», 2019 г.-130 с.
  5. Ларионова С. О., Дзацило Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2018 г.- 118 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь. Издательство мир и образование, 2020 г.- 736 с.

 

Приложение №1

Сценарий интерактивного занятия

План занятия

  • Вступление. Сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка целей занятия, игровая мотивация.
  • Этап объяснения, раскрытие основной темы и проблемы, изложение темы с использованием ИКТ технологий в виде презентации и с использованием светового оснащения.
  • Этап закрепления
  • Физкультминутка
  • Практическое задание направленное на решение поставленной проблемы, посредством творческой деятельности, с использованием арт технологий и нетрадиционных техник.
  • Опрос, живая беседа, выражение собственного отношения к добру и злу, рассуждение о выборе каждого человека в сторону добра или зла.
  • Закрытие занятия.

Ход мероприятия

1. Сюрпризный момент. Дети сидят с выключенным светом, звучит мрачная музыка, затем начинает играть волшебная музыка. В этот момент включается светильник со звездным небом, и темное помещение наполняется красивым свечением.

2. Вступительное слово. Приветствие гостей.

  • Да будет свет и добро!!! Включается основное освещение. На экране картинка с изображением темного и светлого фона Слайд 1
  • Здравствуйте ребята, рада Вас всех видеть. Пока здесь было темно, к нам прилетала злая колдунья, она закрасила темной краской эти картинки, а на некоторых нарисовала злые рисунки (демонстрирую детям эти картинки). Затем силы добра пришли на помощь и появился свет, который прогнал тьму и зло. Но картинки они не исправили, потому что они попросили сделать добро именно нас. Ребята вы согласны? (Ответы детей).
  • Очень рада, что вы согласились. Но прежде чем сотворить добро, давайте узнаем, что же это такое и как его отличить от зла.
  • Добро и зло проявляется в нашем мире через мысли и поступки людей Слайд 2.
  • Добро и зло существуют в нашем мире давным- давно и связаны вместе, как свет и тьма, потому что именно свет виден во тьме, и что тьма всегда может стать светом. Свет- это божья искра, это чувство любви в каждом человеке, и эта искорка может стать большим ярким светом. Боженька научил человека отличать добро от зла, для этого он создал законы в нашем мире. Законы Бога это: трудолюбие, любовь к людям природе и животным, а злые мысли и действия –это грех Слайд 3.

- Грех – это совершение вреда не только себе, но и другим людям. Ребята, а вы знаете, что навредить можно даже словом, ведь обидеть человека очень легко, поэтому в некоторых сказках злые колдуньи накладывают свои чары с помощью заклинаний и слов, но исправить это можно с помощью хороших слов или хороших и добрых действий. В народных сказках нас учат тому, что добро всегда побеждает зло, и что зло может стать добром, надо только помочь в этом Слайд 4.

- Ребята, а сейчас я хочу рассказать о главных правилах жизни добрых людей

  1. Вы должны относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к вам. (привожу пример) Слайд 5
  2. Не обижай никого ни словом ни делом.
  3. Не мешай другим.
  4. Желай здоровья всем людям.
  5. Не ссорься ни с кем, не ругайся.
  6. Приноси добро и помогай. (показ картинок)

- Есть такая пословица «За добрые дела, всегда похвала». Ребята, как вы думаете, человек сам по себе становится добрым, или это качество нужно воспитать? (ответы детей). Правильно и в этом помогают наши родители, воспитатели, книжки. Это, то качество, которое можно в себе воспитывать постепенно с самого детства. Поэтому ребенку важно слушаться родителей и воспитывать это качество Слайд 6

- Ребята, но бывает такое, что не всегда получается следовать этим правилам? (ответы детей). В этом случае существуют волшебные слова- это слова прощения . Если вы кого то обидели, нужно попросить прощения.

- Знайте и помните можно всегда исправить плохие качества на хорошие например: лень, можно превратить в трудолюбие; злость в милосердие; жадность в щедрость; ложь в честность; скуку в радость и конечно зло в добро а тьму в свет Слайд 7

3. Физкультминутка:

«Тропинка доброты»

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Дети садятся на места.

4. Творческая, практическая работа

- Дорогие ребята, а теперь пришло время исправить плохие деяния злой колдуньи и сотворить добро. Вы готовы? (ответы детей).

На столах лежат закрашенные в технике граттаж листочки в виде карточек и деревянные палочки для процарапывания рисунка (демонстрирую, как палочкой процарапать рисунок).

  • Перед вами лежат те листочки, которые закрасила злая колдунья, возьмите тот, который закрашен черным цветом, давайте подумаем, как из страшной ночи создать день (нарисовать солнце и лучи, возможно творческое решение своего варианта).
  • Молодцы ребята, теперь страшная ночь превратилась в радостный день. Теперь возьмите карточку с птичкой, у которой колдунья стерла одно крыло. Подумайте, как исправить это зло? (нужно дорисовать второе крыло птичке, возможно творческое решение своего варианта).
  • Видите ребята, птичка нам очень благодарна за помощь. А теперь ждут нашей помощи те животные, которых колдунья закрыла в темнице за решеткой. Как их спасти?(конечно, мы нарисуем открытую дверь и выпустим всех зверей домой, возможно творческое решение своего варианта).
  • Возьмем последнюю карточку на которой колдунья превратила веселую девочку в грустную ( на картинке лицо без рта и глаза закрыты в виде двух щелочек), давайте научим девочку снова улыбаться ( дорисовываем открытые глаза и рисуем улыбку, возможен собственный вариант).

Посмотрите ребята, мы расколдовали злые чары и сотворили добро!!! Мы помогли тем, кому нужна была помощь, это же так просто!!!

5. Рефлексия

- И так ребята, в чем проявляется добро и зло? (ответы детей). А давайте перечислим основные законы для человека создал Бог (ответы детей). Молодцы! Кто скажет, что такое грех? (ответы детей). Ребята, давайте назовем добрые качества человека? (ответы детей).

- Как вы здорово запомнили добрые качества. Расскажите, как можно исправить плохое деяние? (ответы детей).

(После ответов детей.)

- А сейчас давайте подумаем, есть ли выбор у человека, быть добрым или злым? (живое общение и обсуждение)

6. Заключительное слово педагога

- Дорогие ребята, теперь вы знаете, что такое добро, а что зло. Сегодня мы все стали еще добрее, ваши души стали еще светлее. Пускай этот свет всегда горит в ваших сердцах и освещает весь мир. Я желаю всем добра, до новых встреч! Слайд 8.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения»

Сценарий для подготовительной группы «Осенние приключения» (Дети под веселую музыку заходят в муз. зал и встают полукругом.)Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Всех...