Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение выявлять свойства воды;

- формировать умение сравнивать и делать выводы из наблюдения;

- формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение делать умозаключения.

Воспитательные:

- формировать самостоятельность, аккуратность и трудолюбие;

- воспитывать игровое и вербальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Оборудование, необходимое для занятия:

Персонаж - рюкзак, знаки/слайды со свойствами воды, небольшой тазик с водой, стакан, 3 колбы разной формы, высокий сосуд, стакан с водой, стакан + бутылочка молока, дистиллированная вода – 1л, 3 мандарина, большой сосуд с водой, на каждого ребенка – пластиковый поднос, стакан, пластиковая палочка-ложечка, пакетик тростникового сахара.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с волшебницей водой, которая всем на свете нужна. Помните? Вспомнить нам поможет стихотворение (авт. Н. Рыжова)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Итак, для чего нам нужна вода?

Дети: Ответы детей. (купаться, пить, варить еду, стирать, плавать…)

Воспитатель: А сегодня мы должны были познакомиться с ее некоторыми свойствами, узнать ее секреты, но… когда я подошла к шкафу, где было приготовлено все для опытов, там ничего не оказалось, кроме… вот этого рюкзака. 

1

Воспитатель: Он там и раньше лежал, но сейчас он стал гораздо толще.

Дети: Это он все проглотил!

Воспитатель: Я тоже так подумала и договорилась с ним, что если возьму его на наше занятие,то он все отдаст. Оставим его?

Д.Да!

Воспитатель: Открывает молнию и достает некоторые предметы для занятия(колбы разных форм, бутылочку молока, два мандарина)

(Остальное оборудование уже готово для занятия и стоит на подносах в стороне.)

Воспитатель: Ну, вот видите, он просто заскучал! Давайте брать его с собой. Правда придется присматривать за его поведением.

(Таким образом, появился отрицательный герой, ставший на путь исправления, с помощью которого можно отрабатывать правила поведения, и предугадывать неправильные ответы. Он будет присутствовать на всех занятиях и дети дают ему советы, оценивают его поведение и ответы.)

Воспитатель: Итак, чтобы определить первое свойство воды проделаем опыт:

- На подносе три химические колбы разной формы.

Сейчас Максим зачерпнет воды в емкости (платсмассовый тазик) и нальет в первую колбу.

Теперь Эрик зачерпнет воды и этой же емкости и нальет во вторую колбу.

И наконец Ева зачерпнет воды из этой же емкости и наполнит третью колбу.

Посмотрите, колбы разных форм и вода повторила их форму.

А теперь Миша выльет воду и этих трех коблочек в этот большой сосуд.

Воспитатель: Форма воды опять изменилась?

Дети: Да.

Воспитатель: Можно сказать,что вода не имеет своей формы, поторяет форму сосуда, в котрый ее наливают.

Дети: Да!

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода не имеет постоянной формы».)

2

Воспитатель: Второй опыт покажет нам какого цвета вода.

Воспитатель: Ой, вот рюкзак говорит, что вода белого цвета.Посмотрим, прав ли он?

На подносе стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Как вы думаете что в стаканах?

Дети: Вода, молоко.

Воспитатель: Помотрите на их цвет.

Дети: Молоко белое.

Дети: Вода (серебристая, прозрачная…)

Воспитатель: Вода бесцветная.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода бесцветная».)

3

Воспитатель: Третий опыт.

Перед вами на столах стоят стаканчики, в которые налита вода.

Понюхайте ее. Попробуйте ее на вкус.

Дети: Ничем не пахнет.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода без запаха».) 

4

Дети: На вкус никакая.

(На доске появляется распечатанный знак или слайд – «Вода без вкуса».)

4

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем придать ей и вкус и цвет и запах одновременно.

Для этого возьмите пакетик, котрый лежит вас на подносе, высыпьте все его содержимое в стакан с водой и осторожно размешайте палочкой. Помните, что все надо делать неспеша и очень аккуратно, иначе опыт не получится!

Приступайте к работе!

Дети высыпают в воду пакетик тростникового сахара, ароматизированного ванилью.

Воспитатель:Только что эта вода была очищенной: без запаха, без вкуса, без цвета.

А теперь-попробуйте, понюхайте, посмотрите.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Итак, мы с вами познакомились с со свойствами чистой, очищенной воды.

Кто может их назвать? (Обращаемся к знакам/слайдам.)

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

Интересно было? У нас все получилось? Мы поработами со всеми предметами, котрые я принесла на занятие?

Дети: Нет! Тут еще мандарин!

Воспитатель: Действительно – мандарин для опыта-фокуса, который мы сейчас проделаем, а вы сможете продемонстрировать его дома мамам и папам…

Манадарин в кожуре опускаетс в сосуд с водой и плавает у поверхности. Воспитатель очищает мандарин, опускае в тот же сосуд. Мандарин опускается на дно.

Можно достать из рюкзака один наполовину очищенный мандарин и опустить туда же и еще один неочищенный мандарин. Будет эффектная картинка: очищенный на дне, наполовину очищенный посередине сосуда и неочищенный близко к поверхности.

Воспитатель: Видите, как интересно: на первый взгляд очистили мандарин- он стал легче, а он тонет

Воспитатель: Секрет этого фокуса в пузырьках воздуха, которые прячутся по кожурой, они не позволяли утонуть мандарину.Корочку почистили, пузырьки воздуха улетели и мандарин тонет.

Будете показывать фокус дома - секрет не открывайте, пусть это будет наша тайна!

Вот как раз о дружбе воды и вохдуха мы поговорим с вами на следующем занятии.

Прийдете?

Дети: ДА!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Читайте также

Дидактическая игра «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» Дидактическая игра «Времена года» будет интересна и познавательна детям с 4-5 лет. Данная игра направлена на развитие...

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...