Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, диапазоном, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок исследует его объекты и экспериментирует с ними, устанавливает причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей деятельности, учится задавать вопросы, задумываться над ответами на них, пытается найти ответы самостоятельно. Н.Н. Поддьяков отмечал, что под исследовательской деятельностью ребенка дошкольного возраста понимает экспериментирование со сложными объектами в условиях неопределённостью, раскрывает сущность феномена «исследовательское поведение». По его мнению, исследовательское поведение- это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности; один из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций, приобретения социального опыта. Н.Н. Поддьяков отмечал, что экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребёнка дошкольного возраста, в том числе и игру, которая считается ведущим видом детской деятельности.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит что получиться; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

В наше время в образовательный процесс детского сада активно вошёл метод проектов. Данный метод позволяет дробить информацию на небольшие части, проводить серии опытов, устанавливать связи между условиями и результатами деятельности. Дошкольники учатся извлекать информацию из собственной исследовательской деятельности, а также из готовых источников (книги, людей, интернета)

Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. В процессе экспериментирования у детей формируется реалистическое представление о предметах природы и их явлениях. В соответствии с поставленными задачами опыт способствует активному воздействию на предмет или явление, их преобразованию и может проводиться как длительное (или кратковременное) сравнительное наблюдение, включающее различные сенсорные и мыслительные процессы.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы.

Специально организованные ситуации эксперимента(опыта) в отличии от простых наблюдений позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, связанный с получением какого либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретённый детьми. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

На протяжении всего учебного времени проводились НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

1. «Друзья, которые любят противоречить друг другу (дерево и металл) –тонет- не тонет, теплый- холодный, шершавый-гладкий, тяжелый-легкий и т.п.;

2. «Природа дарит чудеса» -простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром);

3. «Свойства воды» - использование, назначение, необходимость воды, источники загрязнения воды, его последствия;

4. «Песок и глина, их свойства» - рыхлый - мягкий, твердый - гибкий, пропускает воду и т.д.;

5. «Откуда берется бумага?» - мнется, намокает, рвется-не восстанавливается, волокнистая (через лупу), гофрированная-линяет и т.д.;

6. «Магнит и его удивительные свойства» - выяснить, через какие материалы воздействует магнит.

Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».

Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса дидактическими играми:

«Подбери материал для названного предмета», «Оглянись вокруг»,

«Расскажи о предмете», «Отгадай материал», «Чудесный мешочек»,

«Что из чего будет». «Кому что», «Найди ошибку», «Хорошо - плохо»

«Что видно под лупой и микроскопом», «Что притягивает магнит» и т.д.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов…

Использование многофункциональных дидактических игр и пособий для развития познавательных интересов и раскрытия индивидуального творческого потенциала детей дошкольного возраста

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Читайте также

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной…

Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе на тему: «Петя - петушок»