Доклад
«Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности»

1. Семья и её типология моделей.

Семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между

супругами, родителями и детьми, малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества и в физиологическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов.

Семья социально необходима, так как исчезни она, само существование человека окажется под угрозой. Семья выполняет 2 функции: репродуктивную и воспитательную , полноценно эти функции выполняются только в семье. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающее не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть жизни (если повезет), и которую он попытается построить всю оставшуюся жизнь. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда (I фактор), в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введения их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутренняя несемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человечества и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа-это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

«Книга для родителей» А. С. Макаренко писал «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, а ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»

Со стороны психологии по М. Мид семьи бывают:

нормальными (ответственность несет отец),

аномальными (все остальные типы),

в реальной жизни: реальная семья - идеальная семья.

Психологи связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями, неудовлетворенность в браке приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам.

Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источник семейных трудностей личности, ищется в прошлом (раннем опыте общения в родной семье).

Основной причиной нарушения семейных отношений считается, проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями Взрослый человек выбирает себе партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, нерешенную в детстве, вернуться к конфликтам (так возникает невротическая семья - ситуация воспроизводится, но не решается).

Однако наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в юности), а в случае отсутствия выдержки, такта, уверенности может переходить в конкуренцию. Конкуренция пагубна во всем, как раковая опухоль уничтожает здоровое тело остаются непримиримые противоречия, которые отделяют членов семьи друг руга и приводят к печальному факту - семьи как внутреннего единства больше не существует. Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Страшно сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. Специалисты считают отрицательный опыт конфликтной семьи для жизни ей может быть сведён к:

  • ребёнок растёт в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений;
  • духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, стабильности, благополучия, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психологического развития детей;
  • резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей
  • растёт безнадзорность, бесконтрольность повеления;
  • снижается способность ребёнка к адаптации;
  • ребёнок не усваивает целый ряд общечеловеческих норм;
  • ребёнка очень часто формируются противоречивые чувства к своим  родителям.

Задумываемся ли мы, кем для ребёнка выступают родители?

- Источником эмоционального тепла и поддержки.

- Властью, высшей инстанцией, распорядителем благ.

- Образцом и примером для подражания.

- Другом и советчиком.

Несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей должны отсутствовать все 4 функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды, неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» 1 функция, в раннем и позднем детстве - 2 функция, в младшем школьном возрасте - 3 функция, а вот с наступлением пубертатного периода всё больший вес приобретает 4 функция. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.

Как родители общаются с детьми? Их стиль общения?

Психологи выделяют 3 типа взаимоотношений:

Демократический - взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят, порицают, советуют. Авторитарный - общение ограничивается краткими распоряжениями без разъяснений, ведётся чётко и неприветливо с запретами и угрозами. Попустительский - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».

Стиль взаимоотношений определяет их эмоциональный тон. С одной стороны водительская любовь - очень близкие, тёплые отношения или далёкие, враждебные, холодные.

Доказано, что любовь важна для самоуважения взрослеющего ребёнка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же её приводит к нервным и психическим расстройствам; вызывает враждебность.

Обнаружены:

1 закономерность: неосознанное повторение модели отношений своих родителей в собственной семье, по психологическому механизму - человек воспроизводит не своё поведение, а усваивает путём неосознанного подражания поведение людей, значимых для него.

2 закономерность. Ребёнок обучается своей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителями того же пола.

Вероятность гармоничного союза мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семьи, из которых происходят супруги.

Сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядят так:

1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родной семье.

2. Они проигрывают отношения, выступая в разных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами.

3. На основе сходства моделей семьи они выбирают партнёра и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Э. Арутюнянц предложила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).

В традиционной семье: воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз, основное требование подчинение. Дети этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении.

В детоцентрической семье главная задача родителей - обеспечения «счастья ребёнка». Семья только для ребёнка, воздействие только снизу вверх (то ребёнка к родителю). Результат - высокая самооценка, ощущение собственной значимости поэтому часто возникает конфликт с окружением.

В демократической семье взаимное доверие, автономность членов, учитываются взаимные интересы, происходит усвоение демократических ценностей, происходит развитие активности, эмоциональной устойчивости, но может отсутствовать навык поучения социальным требованиям.

 

2. Отношения.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие.

1. Сотрудничество - идеальный случай взаимопонимания, предполагающий взаимопонимание и поддержку.

2. Паритет - ровные, «союзнические отношения».

3. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.

4. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.

5. Антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Возможность сохранения подобных взаимоотношений как сотрудничество, дарована не всем семьям и в случае усталости, «эрозии» семейных чувств переходит в паритет. Это тоже неплохо: однако есть отрицательная холодная атмосфера паритета, которая не может быть признана идеальной - слишком важна для них эмоциональная связь с родителями а эмоциональности недостаточно Соревнование между членами семейного союза приемлемо, если направлено на достижение нужных и полезных для семьи, и для общества в целом целей.

Важный момент в педагогике семейных отношений - роли отца в семье Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребёнка увеличивается. В школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики подростка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребёнка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах. Активное, деятельное участие отца в жизни семьи делает её подлинно благополучной. Пока сравнительно небольшая часть родителей постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможность воспитания, содержащийся в совместных досуговых и любительских занятиях. Лишь отец способен сформировать у ребёнка способности к инициативе.

Чем больше ребёнок привязан к матери, тем менее он активно может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обоих сторон одинакова, зависимость - обоюдна, а обязательства – общие.

 

Литература.

1. Ковалёв С.В Психология современной семьи: информ. - метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. -М.; Просвещение, 1988. - 208 с.

2. Дружиин В.Н Психология семьи - М «КСП»; 1996. 160 с.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.:  Академический Проект, 2001 704 с. Изд. 2-е; исп. и доп.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Количество и счет»

Методическая разработка «Количество и счет»

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...