Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами

Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет радость и даёт возможность певцам самовыразиться, показать свои вокальные, артистические и сценические данные. Но работа над песенным материалом - это очень кропотливый труд, требующий большой эмоциональной отдачи, как со стороны преподавателя, так и со стороны будущего исполнителя, солиста. Необходимо учитывать, что каждый ребёнок, который соприкоснулся с народным песенным творчеством становится духовно богаче, он начинает постигать глубинные истоки нашей родной народной песенной культуры, разнообразной своими традициями, обрядовыми праздниками, многожанровыми песнями. Поэтому начинать пробуждать в ребёнке любовь к народному творчеству нужно как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольники как нельзя лучше чувствуют, переживают и откликаются на русские народные песни. Самые доступные для них потешки, колыбельные, игровой репертуар, хороводные песни, сопровождающиеся игрой.

Уже в этом возрасте можно начинать разучивать с детьми календарно-обрядовый репертуар (колядки, песни к празднику Масленица, весенние заклички).

"Жавороночек,

Принеси весну,

На своём хвосту,

На сохе - бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе!"

Такие песенки легко запоминаются, и поются ярко и выразительно. Исполняя эти песни, дети представляют себя непосредственными участниками событий. Вот они вышли закликать птичек, поют заклички и птички обязательно прилетят, надо только хорошо их позвать, дружно закликать. У детей очень живое воображение. Исполняя потешки, они представляют себя действующими лицами. Вот Котик-Котофей, вот Лисичка, а вот Молодой Дроздок.

"Скок, скок-поскок,

Молодой дроздок,

Сам по улице ходил,

Всем подарки дарил,

Анечке серёжки,

Алёше сапожки,

А Андрюше молодцу

Расписные ложки."

Уже создаётся образ, появляются эмоции, идёт работа над движениями.

При исполнении народных песен дети внутренне должны быть свободные и раскрепощённые. Но получить такую уверенность в себе можно только когда песня выучена, правильно поётся (интонируется) мелодия, исполняется с хорошей подачей звука.

Работа над звуком начинается с распевок. Как правило это коротенькие попевочки, взятые из народных песен.

" Не летай соловей, не летай молодой", или считалочки, например "Шла коза по мостику..." Поются попевочки по полутонам, спокойно, без напряжения, чтобы дети ощущали себя комфортно, не стоит требовать от них сразу яркого звучания. Надо учитывать возможности и способности каждого ребёнка, а так же его характер, темперамент и эмоциональный склад. Некоторые дети стремятся сразу раскрыть в себе солиста, а некоторые стесняются, боятся. К таким ребятам надо относится особенно внимательно, чтобы не травмировать. Нужно убедить ребёнка, что у него всё получится, но не сразу, а постепенно, надо только потрудиться.

С этого же возраста можно начинать работу с солистами.

Девочки особенно любят исполнять весёлые частушки

"Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой!"

Спеть весело, задорно, эмоционально, с движениями, подтанцовками. К этому должен стремиться солист, а задача преподавателя правильно объяснить, как добиться нужного результата. Можно показать на личном примере, можно пригласить детей постарше, которые уже имеют вокальный и сценический опыт.

Учитывая то, что выученный и отработанный сценически, вокально и с движениями репертуар надо в результате спеть в концертной программе, необходимо

психологически подготовить начинающего солиста. Объяснить, что зрители

всегда с пониманием отнесутся, если в исполнении будут какие-то неточности, учитывая первые шаги маленького солиста на сцене. Волнение может присутствовать, но надо прежде всего думать о песне, которую учили, над которой работали, чтобы в конечном результате показать, спеть, чтобы услышали другие. И как я уже говорила в начале, чтобы это исполнение доставило удовольствие не только исполнителю, но и слушателю. А выступать, дарить людям радость это всегда очень отдарно и приятно. Такие выступления вселяют в детей уверенность в своих силах, помогают преодолеть замкнутость, что поможет им и в общении с другими детьми.

2



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды»

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды» Цель: систематизировать знания о видах ремонта одежды, научить пришивать пуговицы.1. Образовательная - способствовать формированию...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Читайте также

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…

Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...