План работы по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей с ЗПР с помощью оригами»
Направление: художественно-эстетическое.
Актуальность:
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогаютприобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Тема по самообразованию тесно переплетается с кружком по оригами «Ловкие пальчики», в этом кружке будет реализоваться перспективный план самообразования. Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.
Цель: Развить творческие способности ребёнка с ЗПР
Задачи:
- Изучить методическую литературу.
- Разработать и реализовать перспективный план работы.
- Пройти курсовую подготовку по данной теме.
- Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.
Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2.Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
3 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Литература:
- Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» пособие для учителей и родителей ЛЕГИОН 2014Г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (для детей с ЗПР). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
- Н. Острун «оригами для детей» Москва «Суфлер» 2013г.
- Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы» Москва АЙРИС ПРЕСС 2008г.
- Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» 1999г.
- Художественно-творческая деятельность ОРИГАМИ И.А.Рябкова
Перспективный план.
№ | Раздел плана | Содержание работы | Формы работы | сроки |
1 |
Теорети- ческий |
Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя | Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами | . Октябрь |
Практи- ческий |
Разработать общие правила при обучении технике оригами |
сентябрь | ||
Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга беседы. |
Мониторинг | октябрь. (1 неделя) |
||
Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье) | Занятия по кружковой работе |
Сентябрь - Май |
||
Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий. | Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук. | Октябрь - январь | ||
Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Май 2018г | мониторинг | май | ||
Работа с родителями | Консультации для родителей: |
На тему:
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей». |
Октябрь | |
«Оригами и психология». | декабрь | |||
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | март | |||
Работа с детьми | Кружковая работа с детьми. 1раз в неделю |
Темы занятий в перспективном плане кружка «Умелые руки» | Октябрь - май |
Отчет по самообразованию на конец года.
Полученный результат
Работу по данному направлению я строила на основе изученной методической литературы, разработала и реализовала перспективный план с учетом возрастных особенностей детей и доступности материала.
Работая по проблеме развития творческих способностей детей, я заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого получается полная ерунда. От чего же зависит результат? Творческая работа во многом зависит от мотивации – хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это?
Про «нужно и полезно» думают взрослые, а у детей свои приоритеты. Если удастся разбудить их интерес, то начинают пробуждаться способности, легче формируются умения.
Основная задача занятий по оригами состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с развитием творческих способностей ребенка с ЗПР. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, требует ловких и точных движений, воспитывает усидчивость, сосредоточенность и аккуратность. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Проект профориентация «Пожарные – МЧС»
Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...