Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Д.С. Лихачёв.

Актуальность патриотического воспитания у детей на данный момент находиться на важном месте, отводится особое значение воспитанию патриотизма у государства страны. Наша задача, как педагогов, воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами). Пройдет время, а то, что мы заложили в детском возрасте: приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу, любовь к родине, к своей земле, семье, он будет применять в своей взрослой жизни.

Цель: Возрождение лучших традиций народной педагогики. Повышение качества нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Приобщение детей к истории и духовной культуре народа, воспитание их на традициях нравственности, гуманизма и толерантности.
  • Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
  • Воспитать любовь, уважение, чувство открытости, дружеских отношений по отношению ко всему, что нас окружает (природа, родной край, родная страна, к людям, которые живут рядом с нами).

Принципы

- Возрастной и индивидуальный подход в воспитании детей;
- Системности;
-Интерактивности;
- Освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни;
- Социокультурной и психологической адаптации содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей.

Как же развивать нравственность у дошкольников?

Нравственность, как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с Федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту. Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

В этом году мои дети перешли в среднюю группу, что побудило меня, воспитателя, более обширно раскрыть и познакомить детей с темой нравственного - патриотического воспитания. И первое, на что я обратила свое внимание, было то, что мы живем в г.Тольятти, где в конце 60-х годов было запущенно строительство автогиганта ВАЗ, открывались новые рабочие места и в наш город приезжали люди с разных мест нашего огромного государства. В городе на данный момент, живет огромное количество людей имеющих разные национальности. Новизна заключается в том, что в моей группе дети воспитываются родителями, имеющими не только корни разных национальностей, но и их переплетение с разными национальностями. Это дает возможность узнавать историю каждого народа, чтить традиции, воспитывать уважение к разным культурным ценностям.

В своей работе я начала использовать разнообразные средства патриотического воспитания. В группе уголок по патриотическому воспитанию «Мой родной край» пополнялся разнообразным материалом:

Куклы в национальных костюмах: русская, татарская, белорусская и мордовская;

  • Альбомы: «Мой город», «День Победы», «Моя семья», «Родословные древа детей»,

«Наш детский сад»;

  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; декоративные тарелки, изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки; русские народные игрушки - свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с русскими, татарскими, белорусскими и мордовскими сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
  • Различная познавательная и художественная литература;

Детей знакомила с разными видами символик государств:

- Герб один из первых других официальных знаков, детей знакомили с историей создания герба, также обращали внимание на то, что в изображении использовалось разнообразное количество символики, это такие как; животные, цветы, девизы;

- Флаги-которые окрашиваются разными красками и несут определенное значение, то и разнообразными формами.

- гимн страны,

- загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и поучения, и глубокая любовь к человеку, к отечеству,

-сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные и национальные праздники такие как:

  • татарские праздники: Сабантуй - задобрить духов плодородия, чтобы те дали хороший урожай; Каргатуй – также весенний праздник;
  • праздники урожая;
  • белорусские праздники: День Ивана Купала, Гукание вясны -приход весны;
  • мордва: Игрища, Тарваз озкс - посвящен богине поля Паксаве.

Дети не только познакомились с традициями этих праздников, но и научились использовать элементы для создания национальных костюмов, разучили подвижные игры, познакомились с национальными блюдами. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе по патриотическому воспитанию мною используется различные формы и методы работы с родителями такие, как: составление герба семьи, составление генеалогического древа семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания.

Родители – активные участники всех мероприятий, помогли организовать в нашей группе выставку мини-музея старинных вещей, утвари, где дети смогли познакомиться со старинными вещами, которые они увидели впервые. Многие дети не всегда могли догадаться для чего тот или иной предмет нужен в быту. Было очень интересно и познавательно.

Наши мамы, придя в детский сад на день открытых дверей, провели мастер класс, и рассказали детям о традициях их национальной кухни, приготовили вместе с детьми национальные блюда такие, как: русский морс, татарские сладости «Чак-чак», белорусские тыквенные блины, мордовская «Шонгарям». Дети с большим удовольствием участвовали в процессе приготовления блюд. Впечатлений у детей было масса не только от приготовления, но и от поедания этих блюд.

В нашей группе, есть семьи увлеченные, которые занимаются коллекционированием и охотно представили необычную коллекцию «Достопримечательности города и их истории», «Автомобили АвтоВАЗ», о которой они рассказали детям.

А в мае дети нашей группы смогут принять участие в областной акции «Читаем детям о войне», посвященной 78 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Здесь они смогут раскрыть свой потенциал, поделится накопленной информацией о патриотическом воспитании «Чтение стихов, составление рассказа детьми о своем прадедушке, оформленном уголке «Боевой славы» в группе.

Мы считаем, что тесное взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно - патриотическому воспитанию, использование различных форм организационно-педагогического процесса, таких как: бабушкин сундучок; участие в бессмертном полку; посиделки в русской избе; поэтические вечера позволяют:

- сформировать уважение к традициям разных народов, культурным ценностям, к истории каждого народа,

- способствуют проявлению любознательности по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям,

- развивают умения отражать свои впечатления о малой Родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотическому воспитанию является важной стороной общей работы по воспитанию любви и интереса к нашей Родине, интереса к жизни и истории народа.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества…

Мастер-класс для педагогов по изготовлению поделки ко Дню Защитника Отечества «Солдат на страже порядка» Представляю вашему вниманию поделку «Солдат на страже...

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»