НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра психологии

 

Курсовая работа по дисциплине «Социальная психология» на тему:

«Гендерные особенности копинг-поведения старшеклассников»

 

Выполнила:
студентка 4 курса заочной формы обучения
факультета психологии
Хрипкова Ирина Валерьевна.
Сергиев Посад.

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Проблема совладающего поведения в социальной психологии

1.1 Понятие «копинг» и классификация копинг-стратегий в трудах отечественных и зарубежных авторов

 

1.2 Гендерные и возрастные особенности преодолевающего поведения

1.3 Личностные и социальные ресурсы совладания

Выводы: модель объекта и предмета исследования

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных особенностей копинг-поведения старшеклассников

2.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

2.3 Выводы и интерпретация результатов эмпирического

исследования

2.4 Практические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. В последнее время проблема «копинга» исследуется достаточно активно как в зарубежной (Р. Лазарус, Р. Льюис, С. Фолкман. Э. Фрайденберг и др.), так и в отечественной (Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, К. Муздыбаев, С.К. Нартова‒Бочавер, М.В. Сапоровская и др.) психологии. Тема копинга раскрывается в срезе различных отраслей психологии: возрастной, дифференциальной, социальной и других. Настоящая работа посвящена исследованию гендерных особенностей копинга у старшеклассников и имеет большое практическое значение. В связи с увеличением количества стрессоров в современной жизни молодежи, ускорением темпа жизни встает вопрос обучения эффективным способам копинг-поведения. Необходимость выдерживать социальное давление, преодолевать трудности адаптации к сложным ситуациям является повседневным явлением в жизни молодежи. Таким образом, для оказания успешной индивидуальной и групповой психологической помощи данной категории лиц, необходимо выяснить, какие существуют гендерные особенности копинг-поведения, применяемые ими в сложной ситуации и на данной основе разработать эффективные методы и приемы обучения конструктивному копинг-поведению.

Дополнительной причиной выбора настоящей темы явилось малое количество научных фактов о гендерных особенностях копинг-поведения старшеклассников, отрывочные сведения о данной проблеме в трудах ученых (Р.М. Грановская, И.М. Никольская, С.К. Нартова‒Бочавер, М.В. Сапоровская) и отсутствие масштабного, развернутого исследования. Данное обстоятельство явилось обоснованием выбора темы данного исследования.

Объектом исследования является копинг-поведение старшеклассников.

Предметом исследования выступают гендерные особенности копинг-поведения старшеклассников.

Цель исследования: выявить гендерные особенности копинг-поведения старшеклассников.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие «копинг» и дать классификацию стратегий копинг-поведения.
  2. Дать характеристику гендерным и возрастным особенностям преодолевающего поведения.
  3. Выявить личностные и социальные ресурсы совладания.
  4. Организовать и провести эмпирическое исследование.
  5. Проанализировать гендерные особенности копинг-поведения старшеклассников.
  6. Сделать выводы и интерпретацию.
  7. Предложить практические рекомендации по обучению старшеклассников конструктивному копингу

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о существовании гендерных особенностей копинг-поведения старшеклассников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основополагающие положения исследований отечественных - Л.И. Анцыферовой, Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, К. Муздыбаева, С.К. Нартовой-Бочавер, М.В. Сапоровской и зарубежных ученых - Р. Лазаруса, Р. Льюис, С. Фолкмана, Э. Фрайденберга.

В работе применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы, тестирование, методы качественного анализа данных, методы математической статистики.

Методики:

1. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», авторы С.Норман, Д.Эндлер и др.

2. Метод математической статистики t-критерий Стьюдента.

Обработка полученных в ходе исследования данных осуществлялась методами математической статистики с использование программных продуктов «Microsoft Office Excel 2010».

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании участвовало 30 учеников 9-х классов, школы МБОУ СОШ № 15 Сергиево-Посадского района.

Исследование было проведено в период с 13 октября 2014 года по 17 октября 2014 года.

Теоретическая значимость исследования. Полученные данные расширяют представления об используемых старшими школьниками копинг-стратегиях. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в методические разработки программ по психологическому сопровождению детей школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в деятельности специалистов, работающих в средних общеобразовательных школах, детских учреждениях, психологических центрах, могут быть применены в разработке социально-психологических тренингов по обучению старших школьников конструктивным способам совладающего поведения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В приложениях представлены методический инструментарий и результаты статистической обработки данных.

 

Глава I. Проблема совладающего поведения в социальной психологии

Понятие «копинг» и классификация копинг-стратегий в трудах отечественных и зарубежных авторов

Исследование феномена «копинг» (от анг. «to cope» справляться, совладать) имеет относительно недавнюю историю. Понятие закрепилось в науке благодаря исследованиям Р. Лазаруса, С. Фолкмана, хотя до сих пор остается открытым вопрос об авторстве данного термина. Появление его одновременно приписывают таким психологам как Л. Мерфи, Р. Лазарусу, А. Маслоу [3, 18]. Содержание этого понятия также неоднозначно.

Зарубежные психологи Р. Лазарус и С. Фолкман определяют совладающее поведение (копинг) как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [17, C.236]. Они используют термин для раскрытия адаптационных возможностей человека в момент столкновения с запросами среды, и, по выражению М. Перре, А. Р. Лайрейтер и У. Бауманн «копинг» в таком случае «означает адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия» [3].

Нел (Neal) под копингом подразумевает «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними» [5, С. 237].

П. Конпас причисляет к копингам все проявления регуляции эмоционального состояния человека, включая непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении [1].

В отечественной психологии проблема «копинга» или совладающего поведения интересует ряд ученых: Л.И. Анцыферову, Р.М. Грановскую, Т.Л. Крюкову, С.К. Нартову-Бочавер, И.М. Никольскую, А.В. Либина и др.

Одними из первых, кто обратился к научному изучению феномена совладания, были И.М. Никольская и Р.М. Грановская [11, 25]. С их точки зрения, совладающее поведение - это «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [11, С. 71], которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом.

Представитель костромской научной школы Т.Л. Крюкова определяет совладающее поведение, как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [16]. Она относит совладающее поведение «к факторам активности личности, называя его дискриптором и поведением субъекта» [16, С. 42]. Данное явление, по мнению Т.Л. Крюковой, обладает следующими характеристиками: осознанность, целенаправленность, активность/пассивность. Таким образом, совладающее поведение может быть направлено на изменение ситуации в виде активного взаимодействия со средой или же на изменение отношения к требованиям среды в виде пассивного приспособления. Следовательно, конструктивный копинг влияет на продуктивность человека, его психическое и физическое здоровье и в целом благополучие.

Современный отечественный ученый С.К. Нартова-Бочавер, понимает совладание как «…индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [24, C. 21]. С точки зрения Е.А. Белан, совладающее поведение (или совладание) «может быть классифицировано как разновидность реализации личностью своих адаптивных возможностей, своеобразная форма взаимодействия субъекта с окружающим миром» [2, C.19].

Таким образом, ученые понимают совладание как стратегию действий человека в решении сложной ситуации с учетом внутренних и внешних ресурсов.

В настоящее время наука накопила достаточный материал о вариантах совладающего поведения. Из-за сложности самого феномена совладания с трудностями к одной единой классификации копинг-поведения исследователи ещё не пришли. Достаточно разрозненными остаются работы по копинг-стратегиям и авторы предлагают свои собственные классификации.

Так, существует ряд классификаций, раскрывающий особенности того или иного вида копинга. Исследователи видят разные основания для классифицирования копинг-стретегий.

Так, Р. Лазарус предлагает классификацию копинга, в основе которой находится ориентация личности на логику и разум, либо на эмоции и выделяет следующие виды:

Проблемно-ориентированный копинг выражен в активной форме копинг-поведения, которое направлено на ослабление стрессовой связи личности с её окружающей средой. Такой вид является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации. Подобный вид копинга направлен на рациональный анализ проблемы и состоит в разработке плана разрешения трудной ситуации. Данный вид копинга основан на таких действиях человека, как поиск необходимой информации, самостоятельная проработка ситуации, обращение за помощью к другим, более компетентным людям [3].

Эмоционально-фокусированный вид копинга подразумевает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, нацеленных на редукцию эмоционального напряжения. Данный вид копинга не обеспечивает изменение стрессовой ситуации.

Возникавшие вслед за классификацией Р. Лазаруса и С. Фолкмана классификации копинг-стратегий оставались в том же дихотомическом виде: разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме».

Другим критерием классификации выступил параметр эффективности копинга, который был взят в качестве основания для клссификации. Так, Фрайденберг выделил виды: продуктивный, функциональный и непродуктивный, дисфункциональный (Frydenberg,; Lewis, Lopez, Little, Skinner, Vitaliano). Функциональные копинг-стратегии представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. Дисфункциональные копинги в литературе принято называть «избегающим копингом», например, игнорирование «проблемы», снижение ее значимости. Классификация, которую предлагает Фрайденберг состоит из 18 стратегий, которые сгруппированы в три категории:

  • обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё);
  • непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией);
  • продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус) [9].

Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение — «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Еще одним критерием выступил параметр полезности, который был взят за основу классификации отечественными психологами И.М. Никольской, Р.М. Грановской. Следовательно, решение сложной ситуации и приобретение опыта от взаимодействия со средой явились важными критериями выделения видов совладающего поведения. Так, И.М. Никольская и Р.М. Грановская [11, 25] выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.

Похожее понимание функции копинга рассматривалось Т.Л. Крюковой [15]. Совладающее поведение может быть конструктивным (достижение цели, обращение за помощью к другим людям, тщательное обдумывание проблемы и путей ее решения, изменение своего отношение к ситуации, изменения в себе самом, в системе собственных установок и стереотипов) и неконструктивным (пассивность, избегание, агрессивные реакции, импульсивное поведение, эмоциональные срывы и др.) [15].

Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов как основание для классификации копинга (эмоциональных, поведенческих, когнитивных). Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик (Koplik) рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотомическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, Виталиано (Vitaliano) выдел три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование [3]. В теории Фабес (Fabes) выделяется три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [9].

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе [3]. Похожая классификация предлагается Хобфоллом (Hobfoll). Он предлагает рассматривать копинг-поведении через шесть осей:

  • просоциальная / антисоциальная направленность;
  • прямое / непрямое поведение;
  • пассивное / активное поведение.

Таким образом, в большинстве случаев копинг понимается как стратегия действий человека при решении сложной ситуации с использованием внутренних и внешних ресурсов. Основными критериями для выделения видов копинга являются ориентация личности на логику и разум, либо на эмоции; эффективность копинга; полезность копинга; а также социальная активность.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Количество и счет»

Методическая разработка «Количество и счет»

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...