Организованная образовательная деятельность во 2-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья – помощники»
Цель: Обогащать знания детей об органах чувств.
Программное содержание:
- Показать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательных и эмоциональных сферах).
- Уточнить представление детей об анализаторах человека; закрепить навыки обследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; тренировать зрительные ощущения, обоняние, вкусовые ощущения.
- Учить называть органы чувств (нос, глаза, рот, уши); рассказывать об их роли в организме.
- Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
- Развивать речь, память, внимание, воображение.
- Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к друг другу и к окружающим.
Словарная работа: органы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус.
Оборудование:
- Игрушка клоун «Кузька».
- Изображения: нос, уши, глаза, язык, каждый в отдельном конверте с цветком (цветы разного цвета).
- Магнитная доска с магнитами.
- Музыкальное сопровождение:
1) в гостях у сказки (без слов);
2) звуки пения птиц и шум воды или дождь;
3) «Песенка про шарик».
- Большой воздушный шар надутый гелием и большой с ленточкой длинной (чтобы все дети могли взяться).
- Бубен.
- Стол для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Баночки на количество детей с кусочками фруктов (апельсин, яблоко, груша), чайные ложки одноразовые.
Предварительная работа:
- Беседы об органах чувств и их значении.
- Дыхательная гимнастика на занятиях физкультурой, бодрящая гимнастика после сна на восстановление дыхания.
- Релаксационные упражнения на расслабление.
- Игра – забава «Жмурки» (для глаз).
- Игра «Кто позвал», «Повтори слово» (для тренировки слуха).
- Игра «Чего не хватает» (о частях лица).
- Подвижная игра «Ау».
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно с ними поздороваемся.
(Дети выполняют. Стук в дверь.)
Воспитатель: Ой ребята, а кто там стучится? Пойду, посмотрю.
Воспитатель открывает дверь и выносит плачущую игрушку клоуна (марионетку).
Клоун Кузька: Здравствуйте ребята! Меня зовут Кузька. (Дети здороваются.) Как здорово, что я к вам зашел. Мой друг Петрушка говорит, что у меня на голове есть помощники, которые всегда и во всём мне помогают, а они от меня сбежали (горько плачет). Что же мне теперь делать, ой-ой ей…
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Кузьке.
Ответы детей.
Воспитатель: А поможет нам воздушный шарик. (Достает из кармана сдутый шарик.)
Кузька: (Печально.) Ой, как же нам быть?
Дети: Его надо надуть.
Воспитатель: Вставайте в круг, будем надувать шарик.
Шар воздушный, надувайся,
Шар воздушный, раздувайся.
(Отходят назад маленькими шагами.)
Надувайся, раздувайся . Да не лопайся!
(Надувают шар.)
Воспитатель: Молодцы, вы дружно надували шар, закройте теперь глазки.
Дети с закрытыми глазами ждут. Воспитатель выносит воздушный шар.
Кузька: Посмотрите, какой красивый шар мы надули.
Воспитатель: Что вам помогает видеть его?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда мы глазки закрывали, мы что-нибудь видели?
Ответы детей.
Воспитатель: Их наверно надо беречь? А, вы, как их бережёте?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и первая подсказка. (Открывается конверт с изображением глаз и прикрепляется на магнитную доску.)
Кузька: Ага, понятно, глазки нам помогают всё увидеть вокруг! Они значит- наши помощники?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь все беремся за ленту нашего шарика, ведь он волшебный и поможет нам найти подсказки
(Фонограмма «В гостях у сказки».)
Дети берутся за ленточку, привязанную к большому воздушному шару и тихонечко идут, педагог подводит их, к расставленным полукругом стульям.
Воспитатель: Наш шарик устал, давайте остановимся, присядем на стульчики и отдохнём.
Воспитатель: Ой, а вот и еще одна подсказка (открываем конверт с изображением носа). Что это ребята?
Кузька: Вы узнали что это?
Ответы детей.
Кузька: А у вас есть носик? Покажите его. Зачем вам нужен нос?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как нужно беречь нос.
Ответы детей.
Кузька: Я понял! Нос очень важный помощник. Он нужен, чтобы дышать и чувствовать запахи. Послушайте я сочинил стишок про нос:
Нос всю жизнь нам верно служит.
Носик с нами очень дружит.
Носик очень помогает
Запахи все различает.
(Фонограмма «Пение птиц, звук воды».)
Кузька: Мне кажется или я что - то слышу? Что это за звук? А вы слышите ребята?
Ответы детей.
Кузька: А как вы об этом догадались?
Ответы детей.
Кузька: Услышали? Чудеса, я тоже слышу, а чем я слышу?
Ответы детей.
Кузька: Ушками? Их что, очень много?
Ответы детей.
Кузька: А где они?
Ответы детей (показывают).
Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и еще одна подсказка, давайте посмотрим, что здесь.
Ответы детей.
Картинка с изображением ушей, прикрепляется на доску.
Воспитатель: да действительно уши тоже нам помогают.
Кузька: Теперь я понял, у нас два уха, с одной и с другой стороны. Вот они. Они нам помогают слышать хорошо разные звуки.
Воспитатель: Смотрите, у меня есть бубен, послушайте и определите своими ушками, как я буду играть. (Играет сначала громко, а потом тихо.)
Проводится игра «Тихо и громко»
Кузька: А у меня есть стих про ушки
У людей и у зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
Кузька: Мы нашли ещё одного помощника - УШКИ, и их тоже надо беречь. А как я не знаю?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а наш шарик заскучал, давайте с ним поиграем. Вставайте и повторяйте все движения вместе со мной.
Физминутка: Фонограмма «Песенка про шарик.
Кузька: Молодцы, хорошо играли. Проходите, отдохните немножко.
Появляется еще подсказка: картинка с изображением языка.
Воспитатель: А что вы сейчас видите?
Ответы детей.
Кузька: У вас есть язычок?
Кузька: А, вы, знаете, зачем нужен язычок?
Ответы детей.
Кузька: Я тоже знаю, что он нам помогает говорить. А когда мы кушаем, он помогает определить вкус продуктов: и сладкую конфету, и вкус хлеба, и б-р-р-р, горькое лекарство.
Кузька: Ой, ребята, я кажется поняла, кто такие друзья - помощники. А вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, наши друзья – помощники – это ОРГАНЫ ЧУВСТВ: глаза, нос, уши и язык.
- Напомните мне, глазками мы что делаем? (Смотрим.)
- Носиком мы чувствуем, что? (Нюхаем.)
- Ушками мы, что различаем? (Слышим.)
- Язычком мы ощущаем, что? (Вкус.)
Воспитатель: У каждого из нас есть один носик, один язычок, два ушка и два глазика.
Кузька: Теперь, я узнал о каких помощниках у меня на голове, говорил Петрушка. Знаю как они мне помогают, значит пора возвращаться домой. Спасибо ребята. До свидания!
Дети прощаются с Кузькой. Педагог подводит детей к столу, на которых лежат ложки прикрытые салфеткой и баночки самоклеющей блестящей плёнкой.
Воспитатель: Ой-ой-ой, я совсем забыла, Кузька дал мне какие-то баночки, а что в них, не сказал. Вы поможете узнать, что там?
Ответы детей.
Воспитатель: Ух, красивые какие! А что в них лежит, вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему мы не можем узнать, что лежит в баночках?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите мне, как мы можем определить, что там находится?
Ответы детей.
Воспитатель: А помогут нам в этом друзья – помощники – ОРГАНЫ ЧУВСТВ: нос, язычок и глазки. Каждый возьмите по одной баночке, и проверьте, что там внутри.
Дети самостоятельно открывают баночки и определяют что в них (яблоко, груша, апельсин).
Воспитатель: Вы догадались, что лежит в баночках? Что было в баночке у Таси? Как ты проверила? А у Кирюши? Как ты проверил?… Что нам помогло это узнать?
Воспитатель: А язычком можно было проверить? Таисия как проверить язычком?
На столе лежат ложки, можно попробовать.
Воспитатель: Возьмите ложечку и попробуйте на вкус, что лежит в вашей баночке.
Воспитатель: Какой помощник вам помог определять вкус фруктов?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы, всё определили и грушу, и апельсин, и яблоко. И вам в этом помогли ваши друзья – помощники – органы чувств.
Воспитатель: Глаза нам нужны, чтобы мы видели. Носик, чтобы чувствовать запахи. Язычок, помогает говорить и ощущать вкус продуктов. Ушки нам нужны, чтобы мы слышали звуки, которые нас окружают. Поэтому, пожалуйста, очень бережно относитесь к своим друзьям - помощникам.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше приключение с Кузькой и воздушным шариком.
Ответы детей
Воспитатель:
- А что мы с вами делали?....
- А что мы с вами искали?.....
- А каких помощников мы с вами нашли? …..
- А давайте их нарисуем на нашем шарике….( по мере того как дети называют органы чувств их воспитатель прорисовывает на воздушном шаре и дети их находят у себя на лице и показывают)
- А как называются глаза, уши, язык и нос все вместе?......
А на память о нашем приключении наш волшебный воздушный шарик останется у нас в группе. Хотите?
Ответы детей
Теперь давайте попрощаемся с нашими гостям и пригласите их к нам ещё.
Читайте также |
---|
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...
Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»
Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...
Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО
Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...