Способы работы над формированием устной речи

В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи только на основе слухового восприятия, возможно вспомогательные воздействие на основе других анализаторов — зрительного, кожного, двигательного. Рассмотрит более подробно.

Зрительный анализатор Кожный анализатор Двигательный анализатор
При говорении некоторые речевые движения можно воспринимать зрительно. Эти движения могут служить опознавательными признаками слов, фраз, что способствует появлению механизма восприятия речи человеком с губ.
Но при оптическом отображении невидимыми остаются работа голосовых складок, мягкого нёба, отдельных частей языка.
Существует феномен чтения с губ — при его развитии, на ряду со зрительным восприятием речевых движений, психофизиологический механизм включается рефлекторное повторение этих движений и смысловую догадку, которая является результатом оживления определенной системы связей под влиянием речевого контекста.
Активное использование зрительного анализатора при поддержке другими анализаторами может эффективно использоваться при восприятии человеком устной речи. Возможности использования данного анализатора для понимания фонетических элементов речи расширяются при использовании специальной аппаратуры, которая трансформирует материю речи в зрительные сигналы.
При поднесении руку ко рту, гортани, щеке, носу, груди можно ощутить признаки, которые характерны для тех или иных звуков.
Изменение силы и характера струи выдыхаемого воздуха и длительность вибрации гортани позволяет уловить слоговой ритм и ударение, динамические и темпоральные компоненты интонации.
По характеру вибрации гортани можно уловить изменения высоты голоса.
При использовании электро-акустических приборов (виброскопы), которые трансформируют воздушные звуковые колебания в колебания мембраны на приборе, можно расширить возможности использования кожного анализатора.
Его деятельность обусловлена раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, сухожилиях, связках и др.
Но работа двигательного анализатора сопутствует работа кожного, связанная с раздражением экстерорецепторов.
Использование двигательного анализатора осуществляется на основе осязания, которое предполагает кооперацию кожного и двигательного анализатора (пример - если прикоснуться пальцами к губам, нижней челюсти, языку говорящего, то можно уловить артикуляционные движения).
Использование кинестетических импульсов от речевых органов может служить отправным компонентом в работе над артикуляцией (пример - механическое воздействие на органы речи ребёнка).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне»

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне» Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период…

Консультация на тему: «Развлечение детей младшей группы на летний период в детском саду» Содержание 1. Особенности летнего периода в детском саду. 2. Участок...

Читайте также

Дидактическая игрушка Лягушка-путешественница

Дидактическая игрушка Лягушка-путешественница Игрушки-помощника воспитателя «Любознайки-грамотейки». Изготовлена из безопасного материала - ткани, выполнена на основе сказки. Предназначена для помощи воспитателя на НОД...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...