Конспект образовательной деятельности по разделу «Развитие речи»
Тема: «Пересказ рассказа В.Ф.Бокова «Жук»

В средней группе

 

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста.

Задачи:

1. Расширять знания детей о диких животных и насекомых, через произведения В.Бокова.

2. Формировать навыки пересказа.

3. Развивать навыки монологической, диалогической речи, анализа содержания и языкового оформления текста, употреблять обогащённую лексику в активной речи.

4. Воспитывать положительно-эмоциональное отношение к живой природе. 5.Приобщать детей к литературному творчеству поэта-земляка В.Ф. Бокова.

Словарная работа: ельник, лесоповал, земляк, землекоп, подземный житель, сквернословить, брань, нелюдим.

Оборудование: макет леса, муляжи грибов, игрушки крота, жука, картинка с норой крота, иллюстрация ельник, портрет В.Бокова.

Предварительная работа: чтение художественных произведений В.Ф.Бокова «Кошка», «Кот Котофеевич», «Старая мышь», беседы о жизни диких животных и насекомых, их жилищах, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто где живёт».

 

Ход образовательной деятельности:

Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся словами нашего поэта-земляка В.Ф. Бокова:

«Со всеми здороваться невозможно, но всем от меня мой нижайший поклон».

Дети кланяются.

Воспитатель обращается к портрету В.Бокова и рассказывает о нем.

Воспитатель: «В. Ф.Боков жил в деревне Язвицы. Повторите - «Язвицы». (Повторяют.) Деревня Язвицы находится недалеко от нашего посёлка. Как называется поселок, в котором живем мы?

Дети: Богородское.

Воспитатель: Дервня Язвицы и поселок Богородское расположились на берегу реки Кунья Повторите - «Кунья» (повторяют). На одной с нами земле, реке Кунье жил поэт В.Ф.Боков. Поэтому и называют Бокова - наш земляк. Повторите - «земляк». В.Ф.Боков написал много красивых стихов, интересных рассказов. Мы с вами уже читали их. Я сейчас покажу картинки, а вы вспомните о ком мы читали.

Восп-ль показывает предметные картинки.

Дети: Рассказ «Кошка», «Кот Котофеевич», «Старая мышь».

Воспитатель: Сегодня наш земляк-поэт В.Ф Боков приглашает нас на лесную осеннюю полянку. Быстрее собирайтесь и отправляемся в путь.

Хоровод «Вишенье-орешенье» (на слова В.Бокова) (диск 3 №6).

В: Стороне моей лесной

Шлю поклон я поясной.

Сосенкам, берёзкам,

Всем лесным дорожкам. Вот мы с вами и пришли на лесную осеннюю полянку. Давайте постараемся найти то, что встречал в лесу Виктор Боков. Я буду читать стихи Бокова,а вы будьте внимательны. (Выставляю картинки.)

Воспитатель: «Там, где частый ельничек,

Рыжики, волнушки» (выставляет картинки).

Воспитатель: - Что можно увидеть в лесу под деревьями?

Дети: грибы

Воспитатель: Какие грибы?

Воспитатель: Волнушки, рыжики.

Воспитатель: Как вы думаете, почему называют грибы волнушками? (Рассматривают муляж, проводят пальчиком.)

Воспитатель: Гриб называется волнушка, потому что у него шляпка волнистая, волнообразная. Повторите - «волнушка».

Воспитатель: А почему гриб назвали рыжик?

Дети: Рыжиком назвали гриб, потому что он рыжий (оранжевый).

Повторите - «рыжик». (Дети повторяют названия.)

В.: Ребята, а где растут эти грибы?

Дети: В ельничке.

Воспитатель: «Ельник, ельничек» - это еловый лес, лес, в котором растут ели. Повторите - «ельник, ельничек».

В.: «Муравьи шевелятся

В куче лесповала».

В.: Где поэт увидел муравьев?

Дети: На лесповале.

Воспитатель: Давайте посмотрим, почему так называется это место в лесу? (Объясняет и показывает на макете вместе с детьми слова.)

Воспитатель: Лесоповал - это место, где лежит лес, поваленные, поломанные бурей деревья.

В.: «По тропе таинственной

Возле двух рябинок

Ходит ёж воинственный:

- Кто на поединок?»

В.: Между какими деревьями встретился еж?

Д.: Между рябинками.

В.: Как назвал ежа поэт В. Боков?

Д.: Ёж воинственный

В.: Почему? С кем собрался воевать еж, как вы думаете?

Д.: с лесными жителями.

В.: Наверно, еж готовит к зиме норку, поэтому и не хочет, чтобы ему мешали. Какая норка у ежа?

Дети: маленькая ямка, неглубокая норка, выстлана опавшими листьями.

Выставляю картинку с норой крота.

Воспитатель: Интересно, что это за домик? Без окон, без дверей. Сейчас мы и узнаем.

Физминутка

Дети встают в круг.

Я, друзья, подземный житель, (присели)

Землекоп я и строитель. (имитация движений - копать, строить).

Землю рою, рою, рою, (вращающие движения руками)

Коридоры всюду строю, (ладони сомкнуты, волнообразные движения вперёд).

А потом построю дом (встать, показать руками крышу дома)

И живу спокойно в нём. (руки на поясе повороты друг к другу влево-вправо).

Проводится 1 раз.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чей это домик, кто в подземном домике живет?

Воспитатель: Ваня, спроси Вику, кто в подземном домике живёт?

Ваня: Вика, скажи, пожалуйста, кто в подземном домике живет?

Вика: В подземном домике живёт крот. (выставляю игрушку крота).

Воспитатель: Почему этого животного называют «подземный житель»?

Дети: потому что он живёт под землёй.

Воспитатель: А еще его называют — землекоп. (объяснение на примере человека копающего землю).

Воспитатель: Что строит подземный житель?

Дети: коридоры, дом.

Воспитатель: Животное, живущее под землей - крот.

Воспитатель: Где же крот? Спрятался, наверно, он не любит шума.

Раздаётся жужжание(ж-ж-ж). Игрушка жука. (На ладошке лежит жук лапками вверх.)

В.: Кажется, мы не первые пришли в гости, кто это жужжит?

В.: Давайте вместе пожужжим. Дети повторяют звук «ж-ж-ж».

В.: Что же он так сердито жужжит? Чем он так недоволен?

В.: «Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет».

Игровое упражнение «Жук»

Воспитатель: Давайте покажем, как жук сердится. Лягте на пол поудобнее. Превратимся в жучков и пожужжим. (Дети лежат на полу и жужжат.)

Воспитатель: А теперь, давайте встанем, сядем поудобнее и узнаем из рассказа В.Бокова «Жук», что случилось с жуком, почему он так недовольно жужжит?        

Жук

Большой жук пешком шёл по кротовьей норе и всё ругался.

Крот услышал и спросил: (выставить картинку крота).

- Ты что сквернословишь? На кого брань?

- На тебя! - в сердцах отвечал жук. - Неужели ни одного окошка не мог прорубить, хотя бы в сенях?

- Зачем мне? - ответил крот, - Я нелюдим!

Беседа по содержанию и словарная работа.

Воспитатель: На кого ругался жук?

Дети: на крота.

Воспитатель: О чем спросил крот жука?

Дети/Воспитатель. Крот спросил жука: «ты что сквернословишь?»

Воспитатель: «Сквернословить», значит, ругаться. Повторите (хором, индивид). А слово «брань» - означает «плохие слова».

Воспитатель: Каким нужно быть, когда приходишь в гости?

Дети: приветливым, добрым, улыбчивым.

Воспитатель: Покажите, как жук недовольно ворчит на крота. Дети демонстрируют действие.

Воспитатель: Как вы думаете, почему жук ругался?

Дети: потому что крот не сделал ни одного окошка.

Воспитатель: Кроту окна в норе не нужны, потому что крот слепой, он не видит света.

Воспитатель: Почему крот сказал о себе, «я — нелюдим»?

Воспитатель: «нелюдим» - нет людей рядом». Повторите, «нелюдим» (хором, индивид).

Воспитатель: Вот и крот живет один-одинёшенек и никого не зовет в свои владения, даже соседей кротов. И друзей у него нет. Плохо жить на свете без друзей.

Воспитатель: В.Боков говорил: «Если есть друг - жить на свете не тяжко».

Давайте ещё раз вспомним эту историю и покажем.

Пересказ вместе с воспитателем и показом детьми рассказа.

Воспитатель: Автор этого рассказа Виктор Боков подчёркивал: «Добрых сердцем собирает. Для чего? Для добрых дел». Давайте сделаем доброе дело: пожелаем героям рассказа, чтобы они больше не бранились, а жили дружно, как мы с вами.

Воспитатель: Крот и жук, живите дружно, как наши дети в детском саду.

Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесными жителями.

Воспитатель: До свидания.

Воспитатель: Закройте глазки.1,2,3, покружись, в детском саду окажись.

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вспомните, что увидели на лесной полянке? А в следующий раз мы с вами познакомимся с другими историями, написанными Виктором Боковым.

Воспитатель: Попрощаемся и с нашими гостями.

Все: До свидания, до новых встреч.

Дети уходят под музыку (поёт Л.Зыкина) (диск 5 №1).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Развивающая книжка из фетра «Сказки»

Развивающая книжка из фетра «Сказки»