Педагогический проект «Лесная аптека»

Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный.

Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители.

Срок реализации: краткосрочный (май 2022 г.)

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях растёт очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили расширить круг изучения произрастания лекарственных растений. Расширили территорию участка детского сада дачей, лугом, лесом нашего края.

Цель: знакомство с лекарственными растениями нашего края, как средством оздоровления человеческого организма.

Задачи:

  • закрепить и расширить знания детей о лекарственных растениях;
  • рассказать детям о лекарственных растениях, которые занесены в Красную книгу;
  • обобщить знания детей о лекарственных растениях;
  • рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе;
  • воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать самостоятельность суждений.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания о правилах сбора лекарственных трав, их применении;
  • познакомить детей с названиями и внешним видом некоторых лекарственных трав;
  • научить отличать их друг от друга;
  • научить отличать неядовитые и ядовитые травы.

Развивающие:

  • вызывать и развивать у детей чувство эмпатии;
  • развивать эстетическое восприятие природы;
  • развивать способность видеть красоту и чувствовать ее гармонию форм, красок, запахов, звуков.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • формировать положительные взаимоотношения между сверстниками.

Ожидаемые результаты:

  • Родители станут единомышленниками в педагогическом процессе.
  • Изменится отношение детей к лесным травам.
  • Дети научатся правильно использовать некоторые лекарственные травы в оздоровительных целях.
  • Приобретут новые знания о травах.
  • Приобретут опыт по сбору и хранению трав.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Подобрать наглядный материал для продуктивной деятельности детей.

Подобрать дидактические, подвижные игры.

II этап – основной

Беседы:

Что я знаю о пользе лекарственных трав.

Какие лекарственные травы растут в нашем крае, и чем они полезны.

Какие из них занесены в Красную книгу.

Как можно лечиться лекарственными травами.

Что нужно знать о ядовитых и лекарственных растениях.

Как правильно собирать и заготавливать лекарственные травы на зиму.

Наблюдения:

Наблюдение за травами, которые растут на прогулочном участке детского сада, на даче, на лугу, в лесу, их описание.

Чтение художественной литературы:

Чтение художественных произведений о природе:

А. Онегов «Тропинка полевая»

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»

Н. Павлова «Загадки цветов»

А. Плешаков «Зелёные страницы»

А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа)

Пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями-травниками, книгами познавательного характера

Просмотр видеофильмов о растительном мире и лекарственных растениях с использованием интернет ресурсов

Загадки:

В белом сарафане встала на поляне, 
Летели синицы, сели на косицы. (Береза.)

Я на дерево похож, да не дерево:

У него один ствол, да большой,

У меня много, да маленькие (куст, кустарник)

Росла на лугу, оказалась в стогу, (Трава.)

Что за дерево, скажите:

Весной одето белыми цветами,

Осенью – красными ягодами? (Рябина.)

Игровая деятельность:

Сюжетно - ролевая игра: “Аптека”, “Больница”

Игровые упражнения: физкультминутка

Настольно – печатные игры: лото «Растения», пазлы “В мире растений”

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу

Дидактическая игра - "Узнай растение", «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху

Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»

Продуктивная деятельность:

Рисование «Лесные травы»

Аппликация «Одуванчик»

Трудовая деятельность:

Сбор и заготовка трав совместно с родителями и педагогами для гербария в группе

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»

В. Моцарт «Цветы»

П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»

М. Протасов «Одуванчики»

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей: «Лекарственные травы и дыхательная гимнастика – верные друзья иммунитета»

Сбор фотографий, иллюстраций и самих лекарственных растений для гербария в группе

III этап – заключительный

Обновление гербария группы. Срок – лето
Оформление фотовыставки «Лекарственные травы вокруг нас»

Вывод:

Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Это полезно, интересно и необходимо знать каждому, поэтому постепенно мы старались воспитать у детей экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3 – 4 названия лекарственных растений, то к концу более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. “Цветы, какие они” Т.А. Шорыгина.

2. “Как знакомить дошкольников с природой” П. Г. Саморугова.

3. “Лекарственные растения” С.Е. Землинский.

4. “Ядовитые растения, их польза и вред” Л. М. Кречетович.

5. “Травянистые растения” Е.Я. Люкшенкова.

6. “Зеленые странички” А. Плешаков.

7. “Зеленая аптека” Н.Н. Кислова.

8. “Все обо всем” Энциклопедия. Растения.

9. “Лесная аптека” З.В. Коробцова.

10. “Красная книга” Учебное пособие.

22



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с…

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с детства» Актуальность: Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может...

Читайте также

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...