Конспект НОД для подготовительной к школе группы на тему
«Волшебница Осень»
Задачи:
- Систематизировать знания детей об осеннем времени года; расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень"; закрепить умение работать в команде и быть партнером;
- Развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук; эстетические чувства при восприятии произведений искусства – живописи и музыки;
- Воспитывать экологическую культуру, любовь, заботливое отношение к природе и ее обитателям; доброе отношение друг другу.
Материал: венок из осенних листьев, звукозапись «Осень на дворе», детские шапочки для команд «Овощи» и «Грибы», корзинка Осени, две детские корзинки, муляжи овощей и грибов, «волшебные» листочки, альбомные листы, геометрические фигуры, фломастеры, картины художников про осень, записи классической музыки про осень, фланелеграф, иллюстрации животных, семена и природный материал для аппликации, свежие овощи и фрукты, шпажки, медали детям, угощение.
Ход:
В: - Здравствуйте, дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей! (Дети улыбаются воспитателю и друг другу.) Сегодня по дороге в детский сад я заметила, что деревья вокруг какие – то особенные! Листья на них желтые, словно из золота! Под ногами шуршит листва, а в лужах, будто желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался лист, и медленно кружась в воздухе, лег на землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)
В:- Ребята, вам нравятся эти листья?
- А какие они?
- Почему они такие?
- По каким приметам вы узнали, что сейчас осень?
- А вам нравится это время года? Почему?
- Как в народе об осени говорят? (Дети вспоминают народные приметы.)
- Венок из листьев не простой, он обладает волшебной силой! Тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. (Воспитатель надевает на голову венок)
О: - Ребята, сегодня мы с вами будем работать в командах. А о чем будем говорить, вы должны догадаться сами:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется –
Это время года ….. (Осенью зовется). (Звучит шорох листвы, легкого ветра)
О: - Да, это осень. И сегодня мы будем говорить об осеннем времени года.
Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами, не правда ли? (Ответы – рассуждения детей)
- Наши команды будем формировать по загадкам. Одна команда будет называться «Грибы», а другая – «Овощи». Дети, называя отгадку овощ, становятся участниками команды «Овощи» и получают вот такую шапочку, другие же, называя отгадку, относящуюся к грибам, становятся участниками команды «Грибы» и получают шапочку с изображением гриба.
- А как вы думаете, почему названия командам выбрано именно «Овощи» и «Грибы»? (Ответы детей)
- Совершенно верно, овощи и грибы собирают осенью. А еще осень называют запасихой!
По лесной дорожке
Осень к нам пришла
И с собой в корзинке
Подарки принесла.
- «Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта.
Вот корзиночка стоит,
Очень странная на вид.
Догадайся поскорей,
Что в корзиночке моей?
- «Осень» загадывает детям загадки:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Круглый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репа)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (Лисички)
Вверху зелено,
Внизу красно.
Выдерну корешок,
Испеку пирожок. (Морковь)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
Над землей трава,
Под землей голова. (Свекла)
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их … (Опята),
В кузовок их положу.
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зеленый лесок. (Редиска)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (Масленок)
Телятки гладки,
Привязаны к грядке.
Лежат рядками,
Зеленые сами. (Огурцы)
Люблю я в разных шапках быть:
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежка)
Растет на грядке
Зеленая ветка,
А на ней красные детки. (Помидор)
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березкой растут.
Как их зовут? (Подберезовики)
Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для нее готовим грядки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
А этот красавец
На белой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор)
Потянешь помело –
Вытянешь гнездо.
Еде смена,
Хлебу замена. (Картофель)
На толстой белой ножке
Коричневая шапка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (Боровик)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
О: - Ну вот и команды наши сформированы, можно приступать к соревнованию! За каждое выполненное задание команда будет получать «волшебные» листочки. В конце нашего соревнования мы подсчитаем общее количество листочков в каждой команде и определим команду – победителя. Ну, что вы готовы?
1. Конкурс «Волшебник».
О: - Перед вами лежат листы бумаги и коробочки с набором геометрических фигур. Каждой команде нужно выбрать по 3 фигуры, обвести их на листе бумаги и превратить при помощи фломастера в овощ и фрукт. Победит та команда, в которой будет большее разнообразие овощей и фруктов, поэтому не забывайте договариваться между собой!
- Вы, настоящие волшебники! Поэтому каждая команда получает по заветному листочку.
2. Конкурс «Осень в картинах».
(Вниманию детей представлены картины известных художников про осень, отражающие разные периоды осени)
О: - Ребята, художникам очень нравилось рисовать осень. Ведь она такая разная! Сейчас команде «Грибы» нужно отобрать произведения, посвященные ранней осени, а команде «Овощи» - картины, отображающие позднюю осень. (Дети приступают к заданию.)
- По каким признакам вы определили, что это ранняя осень?
- А как вы узнали, что это поздняя осень? (Дети доказывают правильность своего выбора)
- Молодцы! Вы не только наглядно, но и словесно доказали правильность сделанного выбора. Получите свои волшебные листочки!
О: - Осени посвящены не только живописные картины, но и многие музыкальные произведения! И сейчас они прозвучат. Если вы узнаете раннюю осень, то команда, у которой отобраны эти картины, поднимает свой символ. Если вы узнаете в музыкальном произведении позднюю осень, то поднимаете свой символ. Чтобы справиться с этим не легким заданием, каждому участнику команды нужно быть очень внимательным! Ну что, приступаем?
(Звучат произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди)
- И с этим не простым заданием вы тоже справились! Каждая команда получает по листочку.
- А сейчас мы с вами немного отдохнем, а потом снова соревноваться начнем!
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
3. Конкурс «Пословицы и поговорки об осени».
О: - Перед вами две шкатулки. Их нужно наполнить пословицами и поговорками об осени. Каждая пословица или поговорка – волшебный листок! Команды, вы готовы?
- Осень - запасиха, зима – собериха.
- Осень прикажет, зима свое скажет.
- Осенью и воробей богат.
- Холоден сентябрь, да сытен.
- Упал с дерева лист один – жди осень.
- В ноябре зима с осенью борются.
- Весна дает цветы, а осень плоды.
- Весной дождь растит, а осенью гноит.
- Осенняя пора – птица со двора.
- День прозевал, урожай потерял.
- Мне очень понравились ваши пословицы и поговорки! Поэтому каждой команде я даю по два волшебных листочка!
4. Конкурс «Дополни предложение».
О: - Каждой команде по очереди будут прочитаны предложения, которые нужно дополнить по смыслу. Та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием и получает свой волшебный листочек!
- Если на небе появилась туча, то …
- Если листья падают, то …
- Зонт берут тогда, когда …
- Мухомор, поганка – это …
- Овощи – это …
- Поздняя осень – это …
- Птицы улетают, значит …
- Если на улице лужи, то …
Молодцы! У каждой команды получились очень красивые предложения про осень! Полные по содержанию и законченные по смыслу. Получите свои волшебные листочки.
5. Конкурс «Кто, где живет?»
О: - А сейчас мы с вами немножко поиграем, а заодно и узнаем, где же живут наши птицы и звери? Я буду называть каждой команде животное или птицу, а вы его жилье! Победит та команда, которая назовет больше правильных ответов. Вы готовы? (Каждое названное животное или птица демонстрируется на фланелеграфе.)
- Лиса - … (нора)
- Волк - … (логово)
- Рыба - … (вода)
- Медведь - … (берлога)
- Заяц - … (где придется)
- Белка - … (дупло)
- Птица - … (гнездо)
- Черепаха - … (панцирь)
- Улитка - … (раковина)
- Человек - … (в доме).
- Вы не только быстро, но и правильно назвали для каждого зверя и птицы – дом! Каждая команда получает по волшебному листочку!
6. Конкурс «Чудо Осень». (Аппликация из семян)
О: - Команды, пройдите к столам. Сейчас каждая команда должна будет выполнить коллективную работу на тему «Осень». Все необходимые материалы у вас на столах. ( Природный материал, семена, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, кисти, пластилин) На выполнение задания дается 20 минут.
- А теперь посмотрим, что же у вас получилось! (Оценивание результатов конкурса)
- Чтобы пальчики наши отдохнули, проведем для них гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Опята»:
На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя («крыша» из ладошек).
- Ну, вот мы немножко и отдохнули! А теперь нам предстоит выполнить последнее конкурсное задание.
7. Конкурс «Узнай на вкус».
О: - Сейчас поочередно каждому участнику обеих команд будут предложены овощи или фрукты на шпажке, которые вы должны узнать на вкус с закрытыми глазами. Та команда, которая безошибочно определит овощ или фрукт и получит свой волшебный листочек.
- Вам понравился конкурс? За самый вкусный конкурс, каждая команда получает по листочку!
А сейчас настало время подвести итоги и определить команду – победителя!
(Осень подсчитывает вместе с детьми количество набранных листочков в каждой команде, называет команду – победителя, вручает медали «Помощники Осени».)
- Но, Осень пришла к вам не с пустыми руками. Моя волшебная корзиночка приготовила для вас вкусное угощенье – сочные спелые яблочки!
(Детям раздается угощенье.)
Воспитатель снимает венок:
- Ну вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.
- Вам понравились подарки осени? А что еще принесла осень в подарок? (Ответы – рассуждения детей.)
- Все правильно и грибы, и ягоды, и сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик. Щедра осень на подарки!
Читайте также |
---|
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе
Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...
Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …
Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...