Конспект НОД для подготовительной к школе группы на тему
«Волшебница Осень»

Задачи:

- Систематизировать знания детей об осеннем времени года; расширить и активизировать словарь детей по теме «Осень"; закрепить умение работать в команде и быть партнером;

- Развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук; эстетические чувства при восприятии произведений искусства – живописи и музыки;

- Воспитывать экологическую культуру, любовь, заботливое отношение к природе и ее обитателям; доброе отношение друг другу.

Материал: венок из осенних листьев, звукозапись «Осень на дворе», детские шапочки для команд «Овощи» и «Грибы», корзинка Осени, две детские корзинки, муляжи овощей и грибов, «волшебные» листочки, альбомные листы, геометрические фигуры, фломастеры, картины художников про осень, записи классической музыки про осень, фланелеграф, иллюстрации животных, семена и природный материал для аппликации, свежие овощи и фрукты, шпажки, медали детям, угощение.

 

Ход:

В: - Здравствуйте, дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в группе нашей станет светлей! (Дети улыбаются воспитателю и друг другу.) Сегодня по дороге в детский сад я заметила, что деревья вокруг какие – то особенные! Листья на них желтые, словно из золота! Под ногами шуршит листва, а в лужах, будто желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался лист, и медленно кружась в воздухе, лег на землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)

В:- Ребята, вам нравятся эти листья?

- А какие они?

- Почему они такие?

- По каким приметам вы узнали, что сейчас осень?

- А вам нравится это время года? Почему?

- Как в народе об осени говорят? (Дети вспоминают народные приметы.)

- Венок из листьев не простой, он обладает волшебной силой! Тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. (Воспитатель надевает на голову венок)

О: - Ребята, сегодня мы с вами будем работать в командах. А о чем будем говорить, вы должны догадаться сами:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется –

Это время года ….. (Осенью зовется). (Звучит шорох листвы, легкого ветра)

О: - Да, это осень. И сегодня мы будем говорить об осеннем времени года.

Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами, не правда ли? (Ответы – рассуждения детей)

- Наши команды будем формировать по загадкам. Одна команда будет называться «Грибы», а другая – «Овощи». Дети, называя отгадку овощ, становятся участниками команды «Овощи» и получают вот такую шапочку, другие же, называя отгадку, относящуюся к грибам, становятся участниками команды «Грибы» и получают шапочку с изображением гриба.

- А как вы думаете, почему названия командам выбрано именно «Овощи» и «Грибы»? (Ответы детей)

- Совершенно верно, овощи и грибы собирают осенью. А еще осень называют запасихой!

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

- «Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта.

Вот корзиночка стоит,

Очень странная на вид.

Догадайся поскорей,

Что в корзиночке моей?

- «Осень» загадывает детям загадки:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

В красной шапочке красивой

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

 

Круглый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репа)

 

Растут в лесу сестрички,

Рыжие … (Лисички)

 

Вверху зелено,

Внизу красно.

Выдерну корешок,

Испеку пирожок. (Морковь)

 

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор)

 

Над землей трава,

Под землей голова. (Свекла)

 

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их … (Опята),

В кузовок их положу.

 

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зеленый лесок. (Редиска)

 

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок … (Масленок)

 

Телятки гладки,

Привязаны к грядке.

Лежат рядками,

Зеленые сами. (Огурцы)

 

Люблю я в разных шапках быть:

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай, это … (Сыроежка)

 

Растет на грядке

Зеленая ветка,

А на ней красные детки. (Помидор)

 

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березкой растут.

Как их зовут? (Подберезовики)

 

Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для нее готовим грядки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

 

А этот красавец

На белой ножке.

Он в красной шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор)

 

Потянешь помело –

Вытянешь гнездо.

Еде смена,

Хлебу замена. (Картофель)

 

На толстой белой ножке

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (Боровик)

 

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

 

О: - Ну вот и команды наши сформированы, можно приступать к соревнованию! За каждое выполненное задание команда будет получать «волшебные» листочки. В конце нашего соревнования мы подсчитаем общее количество листочков в каждой команде и определим команду – победителя. Ну, что вы готовы?

 

1. Конкурс «Волшебник».

О: - Перед вами лежат листы бумаги и коробочки с набором геометрических фигур. Каждой команде нужно выбрать по 3 фигуры, обвести их на листе бумаги и превратить при помощи фломастера в овощ и фрукт. Победит та команда, в которой будет большее разнообразие овощей и фруктов, поэтому не забывайте договариваться между собой!

- Вы, настоящие волшебники! Поэтому каждая команда получает по заветному листочку.

 

2. Конкурс «Осень в картинах».

(Вниманию детей представлены картины известных художников про осень, отражающие разные периоды осени)

О: - Ребята, художникам очень нравилось рисовать осень. Ведь она такая разная! Сейчас команде «Грибы» нужно отобрать произведения, посвященные ранней осени, а команде «Овощи» - картины, отображающие позднюю осень. (Дети приступают к заданию.)

- По каким признакам вы определили, что это ранняя осень?

- А как вы узнали, что это поздняя осень? (Дети доказывают правильность своего выбора)

- Молодцы! Вы не только наглядно, но и словесно доказали правильность сделанного выбора. Получите свои волшебные листочки!

О: - Осени посвящены не только живописные картины, но и многие музыкальные произведения! И сейчас они прозвучат. Если вы узнаете раннюю осень, то команда, у которой отобраны эти картины, поднимает свой символ. Если вы узнаете в музыкальном произведении позднюю осень, то поднимаете свой символ. Чтобы справиться с этим не легким заданием, каждому участнику команды нужно быть очень внимательным! Ну что, приступаем?

(Звучат произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди)

- И с этим не простым заданием вы тоже справились! Каждая команда получает по листочку.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем, а потом снова соревноваться начнем!

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

 

3. Конкурс «Пословицы и поговорки об осени».

О: - Перед вами две шкатулки. Их нужно наполнить пословицами и поговорками об осени. Каждая пословица или поговорка – волшебный листок! Команды, вы готовы?

- Осень - запасиха, зима – собериха.

- Осень прикажет, зима свое скажет.

- Осенью и воробей богат.

- Холоден сентябрь, да сытен.

- Упал с дерева лист один – жди осень.

- В ноябре зима с осенью борются.

- Весна дает цветы, а осень плоды.

- Весной дождь растит, а осенью гноит.

- Осенняя пора – птица со двора.

- День прозевал, урожай потерял.

- Мне очень понравились ваши пословицы и поговорки! Поэтому каждой команде я даю по два волшебных листочка!

 

4. Конкурс «Дополни предложение».

О: - Каждой команде по очереди будут прочитаны предложения, которые нужно дополнить по смыслу. Та команда, которая быстро и правильно справится с этим заданием и получает свой волшебный листочек!

- Если на небе появилась туча, то …

- Если листья падают, то …

- Зонт берут тогда, когда …

- Мухомор, поганка – это …

- Овощи – это …

- Поздняя осень – это …

- Птицы улетают, значит …

- Если на улице лужи, то …

Молодцы! У каждой команды получились очень красивые предложения про осень! Полные по содержанию и законченные по смыслу. Получите свои волшебные листочки.

 

5. Конкурс «Кто, где живет?»

О: - А сейчас мы с вами немножко поиграем, а заодно и узнаем, где же живут наши птицы и звери? Я буду называть каждой команде животное или птицу, а вы его жилье! Победит та команда, которая назовет больше правильных ответов. Вы готовы? (Каждое названное животное или птица демонстрируется на фланелеграфе.)

- Лиса - … (нора)

- Волк - … (логово)

- Рыба - … (вода)

- Медведь - … (берлога)

- Заяц - … (где придется)

- Белка - … (дупло)

- Птица - … (гнездо)

- Черепаха - … (панцирь)

- Улитка - … (раковина)

- Человек - … (в доме).

- Вы не только быстро, но и правильно назвали для каждого зверя и птицы – дом! Каждая команда получает по волшебному листочку!

 

6. Конкурс «Чудо Осень». (Аппликация из семян)

О: - Команды, пройдите к столам. Сейчас каждая команда должна будет выполнить коллективную работу на тему «Осень». Все необходимые материалы у вас на столах. ( Природный материал, семена, цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, кисти, пластилин) На выполнение задания дается 20 минут.

- А теперь посмотрим, что же у вас получилось! (Оценивание результатов конкурса)

- Чтобы пальчики наши отдохнули, проведем для них гимнастику!

 

Пальчиковая гимнастика «Опята»:

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек).

- Ну, вот мы немножко и отдохнули! А теперь нам предстоит выполнить последнее конкурсное задание.

 

7. Конкурс «Узнай на вкус».

О: - Сейчас поочередно каждому участнику обеих команд будут предложены овощи или фрукты на шпажке, которые вы должны узнать на вкус с закрытыми глазами. Та команда, которая безошибочно определит овощ или фрукт и получит свой волшебный листочек.

- Вам понравился конкурс? За самый вкусный конкурс, каждая команда получает по листочку!

 

А сейчас настало время подвести итоги и определить команду – победителя!

(Осень подсчитывает вместе с детьми количество набранных листочков в каждой команде, называет команду – победителя, вручает медали «Помощники Осени».)

- Но, Осень пришла к вам не с пустыми руками. Моя волшебная корзиночка приготовила для вас вкусное угощенье – сочные спелые яблочки!

(Детям раздается угощенье.)

Воспитатель снимает венок:

- Ну вот, я сняла венок и стала снова вашей воспитательницей.

- Вам понравились подарки осени? А что еще принесла осень в подарок? (Ответы – рассуждения детей.)

- Все правильно и грибы, и ягоды, и сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик. Щедра осень на подарки!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе. Тема:…

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной логопедической группе Тема: «Путешествие в африканскую саванну» Цель: Познакомить и закрепить представления о животных Африканской...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...