Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы»

(Составление рассказа по картине)

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;

- упражнять в умении составлять рассказ по картине, отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины.

Развивающие задачи:

- развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память;

- развивать умение слушать и оценивать ответы сверстников;

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;

- способствовать развитию умения различать взаимосвязь между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Материалы и оборудование: 

- музыка А. Вивальди «Зима»,

- снежные комочки (слова) - 20 штук,

- магнитная доска,

- мячик,

- картинки с зимними видами спорта (Лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фигурное катание, хоккей, бобслей, санный спорт),

- картина «Зимние забавы» формат А3,

- раскраски на тему «Зимние забавы».

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Воспитатель: ребята сегодня, утром придя на работу, я хотела послушать новости. Но включив радио, услышала какие - то загадочные звуки. Хотите послушать? Может, вы догадаетесь, что это за звуки. Фонограмма (звуки вьюги, скрип шагов по снегу). Что это за звуки? Правильно все это звуки зимы.

Воспитатель: А сколько месяцев длится зима? Три месяца. Назовите зимние месяцы. А какой сейчас месяц? Какие приметы зимы вы знаете (становится холодно, идет снег, замерзают реки и озера, солнце не греет).

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков).

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Давайте попробуем.

Мы будем называть слова-признаки, и выкладывать комочек-слово на столе. Посмотрим, насколько высокая горка получится. 

Начинаем:

ЗИМА какая? (Снежная, Суровая, Морозная, Веселая, Красивая, Нарядная, Холодная, Вьюжная)

СНЕГ какой? (Пушистый, Белый, Легкий, Мягкий, Холодный, Колючий, Липкий, Искристый, Рассыпчатый, Хрустящий, Серебристый, Мокрый.)

НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое, Радостное, Праздничное, Новогоднее, Грустное, Шаловливое, Хорошее, Прекрасное, Плохое.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Воспитатель: Зима чудесное время года, не правда ли? (Да.) Дети не хотят уходить с прогулки домой потому, что на улице интересно, весело, сказочно, красиво.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). 

Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт).
  • Ночью ветер в трубах… (воет).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает).
  • Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
  • Деревья зимой… (спят).
  • Зимой насекомые… (прячутся).

Воспитатель: Молодцы, вы знаете зимние явления. Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.). Зима морозная пора очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и вспомните зимние виды спорта (Лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фигурное катание, хоккей, бобслей, санный спорт).

Воспитатель: Сейчас мы поиграем.

Упражнение «Почему так назван?» 

Конькобежец – бегает на коньках;

саночник – катается на санках;

лыжник – катается на лыжах;

хоккеист – играет в хоккей;

фигурист – занимается фигурным катанием.

Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – подбросим

И поймаем.

Воспитатель: Про зиму написано много книг и картин. Вам не показалась странным, что я сказала «Картины написаны»? (ответы детей) Я не ошибаюсь – так принято правильно говорить: «Художник написал, а не нарисовал картину. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? ( Да).

(Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения».)

Воспитатель: Рассмотрим картину, какое время года и время суток запечатлено на картине? На картине изображено время года «зима», время суток «день». Какая погода стояла в тот зимний день? Погода стояла солнечная. Как вы определили, что день теплый и солнечный? На картине изображено солнышко.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами составить начало рассказа. В один теплый солнечный зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Да.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, что вы видите на переднем плане? Дети лепят снеговика. Молодцы! Расскажите, как дети лепили снеговика. Они катали комки, и соединяли их. Верно. Придумайте имена ребятам! Их звали Сережа и Маша. Какие красивые имена! Продолжаем с вами составлять рассказ: Сережа и Маша лепили снеговика… (продолжают дети).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, чем заняты остальные ребята? Мальчики играют в снежки, девочки катаются на коньках. Верно! А как вы назовете ребят? Петя, Артем, Максим и Никита.

Воспитатель: Продолжим наш рассказ: Петя, Артем, Максим и Никита радостно играли … (дети продолжают рассказ). Молодцы!

Воспитатель: Давайте с вами внимательно рассмотрим, что происходит на заднем плане картины? Мальчик катается на санках с горки, девочки катается на коньках. Верно. Как звали ребят? Мальчик – Коля, девочки – Наташа и Настя.

Воспитатель: Молодцы! Продолжим рассказ: Коля сразу же побежал на горку…(продолжает ребенок). Наташа и Настя …(дети продолжают рассказ).

Воспитатель: Итак, послушайте мой рассказ.

В один теплый солнечный зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Сережа и Маша лепили снеговика. Петя, Артем, Максим и Никита радостно играли в снежки. Коля сразу же побежал на горку кататься на санках. Наташа и Настя катались на коньках. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

Воспитатель: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

Итог. 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы хорошо поработали на занятии, и оно подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав в это прекрасное время года. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

Воспитатель: Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Большая маленькая звезда

Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...

Читайте также

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»