Конспект познавательного занятия в средней группе «Юрта – жилище хакасов»

Цель: познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей хакасского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.

Ход занятия:

Воспитатель в хакасской национальной одежде, дети подходят, рассматривают

- Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела хакасскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое. Какого цвета мое платье? (красное)

- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.

- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.

- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого) Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы) Пого делали из бисера и пуговиц.

- Вот мы и рассмотрели с вами хакасскую национальную одежду хакасской женщины. Ребята, я хочу вас пригласить в гости к хакасской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:

- В каком городе мы живем? (город Саяногорск)

- Как называется наша республика? (республика Хакасия)

- Как называется столица республики Хакасия? (город Абакан)

Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте)

- Иземшир. Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся с хозяевами.

- (показ юрты) Что это такое? (ответы) Да, это юрта. Здесь живет семья. Как вы понимаете слово «семья»? (ответы) Посмотрите, кто живет в семье? (мама, папа, дед, баба, дети)

- Давным-давно хакасы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов)

- В женской половине находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты)

- Что еще вы заметили в юрте? (огонь) Зачем нужен огонь? (ответы) Огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы) В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Очаг всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше)

- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы) Конечно, мама – готовит еде, папа – охотится, бабушка – вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети - играют. А вы любите играть?

Игра «Юрта»

Образуют круг и ходят по кругу со словами:

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. (Пляска)

- Дети, а вы любите слушать сказку? В этой семье тоже любят слушать сказки и вечером, когда все собираются вокруг очага, бабушка рассказывала разные легенды. Садитесь и вы, я расскажу вам легенду о хакасском музыкальном инструменте (показать чатхан).

Давным-давно жил старик, он был пастухом и звали его Чатхан. Много скота было у хана. Трудная работа была у пастухов, они работали с утра и до самого вечера, совсем не зная радости.

Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов и придумал: сбил он из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам пастухи и все жители приходили послушать музыку. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали свои крылья в полете, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи поднимали головы и слушали волшебную музыку табуны коней.

Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали злые разбойники. Они убили старика и унесли музыкальный инструмент. Внук старика узнал об этом, взял стрелы и лук и отправился на поиски разбойников. Отыскал он их в степи. Так как внук был хорошим стрелком, он быстро разобрался с грабителями и вернул ящичек домой. С тех пор этот инструмент стали называть чатхан в честь старика, создавшего его.

После прослушивания, дети подходят к юрте.

- Мы сегодня с вами познакомились и узнали как раньше жили хакасы, рассмотрели одежду, послушали музыку чатхана и узнали легенду его создания. Пока мы с вами играли, нам приготовили угощение – талхан (это хакасское национальное блюдо. Его делают из жареной пшеницы, черемухи и сахара). Давайте попрощаемся с хозяевами юрты (Анымзохтор).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие…

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области – познавательное развитие (Формированию элементарных математических представлений)на тему: «Путешествие в страну Математики» Цель занятия: Развитие интереса к предмету...