Конспект познавательного занятия в средней группе «Юрта – жилище хакасов»
Цель: познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей хакасского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.
Ход занятия:
Воспитатель в хакасской национальной одежде, дети подходят, рассматривают
- Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела хакасскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое. Какого цвета мое платье? (красное)
- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.
- Посмотрите на мои рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.
- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого) Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы) Пого делали из бисера и пуговиц.
- Вот мы и рассмотрели с вами хакасскую национальную одежду хакасской женщины. Ребята, я хочу вас пригласить в гости к хакасской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:
- В каком городе мы живем? (город Саяногорск)
- Как называется наша республика? (республика Хакасия)
- Как называется столица республики Хакасия? (город Абакан)
Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте)
- Иземшир. Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся с хозяевами.
- (показ юрты) Что это такое? (ответы) Да, это юрта. Здесь живет семья. Как вы понимаете слово «семья»? (ответы) Посмотрите, кто живет в семье? (мама, папа, дед, баба, дети)
- Давным-давно хакасы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов)
- В женской половине находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты)
- Что еще вы заметили в юрте? (огонь) Зачем нужен огонь? (ответы) Огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы) В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Очаг всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше)
- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы) Конечно, мама – готовит еде, папа – охотится, бабушка – вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети - играют. А вы любите играть?
Игра «Юрта»
Образуют круг и ходят по кругу со словами:
Юрта, юрта – круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Пляска)
- Дети, а вы любите слушать сказку? В этой семье тоже любят слушать сказки и вечером, когда все собираются вокруг очага, бабушка рассказывала разные легенды. Садитесь и вы, я расскажу вам легенду о хакасском музыкальном инструменте (показать чатхан).
Давным-давно жил старик, он был пастухом и звали его Чатхан. Много скота было у хана. Трудная работа была у пастухов, они работали с утра и до самого вечера, совсем не зная радости.
Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов и придумал: сбил он из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам пастухи и все жители приходили послушать музыку. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали свои крылья в полете, звери останавливали свой бег, очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи поднимали головы и слушали волшебную музыку табуны коней.
Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали злые разбойники. Они убили старика и унесли музыкальный инструмент. Внук старика узнал об этом, взял стрелы и лук и отправился на поиски разбойников. Отыскал он их в степи. Так как внук был хорошим стрелком, он быстро разобрался с грабителями и вернул ящичек домой. С тех пор этот инструмент стали называть чатхан в честь старика, создавшего его.
После прослушивания, дети подходят к юрте.
- Мы сегодня с вами познакомились и узнали как раньше жили хакасы, рассмотрели одежду, послушали музыку чатхана и узнали легенду его создания. Пока мы с вами играли, нам приготовили угощение – талхан (это хакасское национальное блюдо. Его делают из жареной пшеницы, черемухи и сахара). Давайте попрощаемся с хозяевами юрты (Анымзохтор).
Читайте также |
---|
Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте
Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...
«Город мастеров» для детей дошкольного возраста
«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...
Формы и методы работы со сказками
Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...