Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагогическая профессия требует постоянного совершенствования, постоянного движения вперед, развития.

Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Этот юный первооткрыватель познаёт мир через призму своих личных ощущений, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

- изучить методики, технологии по опытно-экспериментальной деятельности;

- создать условия для поддержания экспериментальной активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат:

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Список литературы по теме самообразования

№ п/п Автор Название
1 Веракса Н.Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М.,2017
  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. Воронеж, 2008г
2 Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.М.,2015
3 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
Живая экология. М.,2006.
4 Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.
5 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
7 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
8 Отв.ред. Н.Е. Веракса. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» /М.,2016
9 Под ред. А. Мейяни Большая книга экспериментов для дошкольников/Под ред. А. Мейяни; перевод Э.И. Мотылевой-М.,2007
10 Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М., 2017.
11 Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.
12 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
13 Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975

 

Месяц
Показатель
Август Сентябрь Октябрь
Дети Диагностика уровня развития познавательной активности Игры: «Наоборот», «Изменения», «Тяжёлый- лёгкий», «Светло- темно», опыты «Сила воздуха». Игры: «Что там под платком?», «Мы растём!», «Мы шагаем!», опыты с водой.
Педагоги   Представить фрагмент игры  
Родители   Наблюдения за различными противоположностями в жизни, в телепередачах.
Прослушивание грустных весёлых, песен.
Сбор различных предметов и материалов для пополнения уголка экспериментирования
Оснащение образовательного
процесса
Результаты диагностики Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей, кубики (белый, чёрный), деревянные палочки (длинные и короткие), галька (большой и маленький), шарики (большой и маленький) Пуговицы, коробочки, сумочки, карандаши, шарики, кубики, колечки (большие и маленькие), платок из плотной ткани.
Месяц
Показатель
Ноябрь Декабрь Январь
Дети Игры «Угадай превращения», «Кем кто станет», повторение «Наоборот»
Зарисовки «Превращение яйца в цыплёнка», «Льда в воду»
««Наоборот», «Жидкое-твёрдое»,
«Назови твёрдое или жидкое», «Лёд-вода-пар»
Д/и «Игра в школу», «Царство льда, воды и пара», «Свойство веществ», «Строение веществ»
Стихи и загадки о воде.
Зарисовка «Целое и сломанная палочка».
Эксперимент «Зимние явления в природе».
Педагоги   Ознакомление с метод. материалом «Занимательные опыты»  
Родители Наблюдения за работой холодильника.
Опыт «Превращения льда в воду».
Беседа «Времена года» (противопоставляя зима-лето, весна-осень).
Чтение сказки «Мойдодыр»
Совместная стирка белья. Зарисовки стадий стирки. Подготовка к конкурсу «Эколята-друзья и защитники природы»
Опыт по плавлению льда на горячей плите и по замерзанию воды в морозильной камере холодильника.
Принять посильное участие в починке поломавшихся игрушек, твёрдых и мягких.
Оснащение образовательного
процесса
Картинки (большие, маленькие деревья), животные; пластилин, бинт. Кукольное платье, таз с водой, утюг, картинки (ребёнок грязный и чистый). Символ льда, воды и пара- у детей. Символ охлаждения, нагревания- у воспитателя. Колокольчик, дудочка.
Месяц
Показатель
Февраль Март Апрель Май
Дети «Сказка об Илье Муромце и Василисе прекрасной», «Почва и её свойства», «Почва вокруг нас»,
Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства почвы»
Беседы «Что я знаю о здоровом питании», «Откуда берутся овощи».
Посадка овощных культур (лук, чеснок, томаты, огурцы, перец болгарский)
Цикл наблюдений за ростом высаженных растений.
Д/и «Царство льда, воды и пара», «Заморозить- растопить», «Незнайка и мороженое.
Цикл наблюдений за ростом высаженных растений.
Посадка рассады в открытый грунт.
ООД «Природные материалы-песок, глина, камни».
Педагоги Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Участие в конкурсе проектов «Огород на подоконнике»    
Родители Наблюдение во время купания за надувной игрушкой (погрузить в воду, будет выходить воздух в виде пузырьков). Подбор семян для проекта. Наблюдение за ростом и развитием высаженных растений.
Оснащение образовательного
процесса
Пульверизатор с флаконом, резиновая груша. Ящики, грунт, лейки, семена, лупа. Лопаты, грабли, лейка.

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Читайте также

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Проект «Масленица»

Проект «Масленица» Актуальность. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...