Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и аппликации «Небесный слон»
(по рассказу В.Бианки) в средней группе
Задачи.
- Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора, закреплять представления детей о таких природных явлениях как дождь, снег, град.
- Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы, явления, животные.
- Продолжать освоение обрывной техники аппликации и использования полосок цветной бумаги при составлении композиции.
- Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа.
- Развивать воображение, внимание, наблюдательность.
- Координировать движения обеих рук.
Предварительная работа.
- Чтение рассказа Виталия Бианки «Небесный слон». (см. конспект занятия по ознакомлению с природой и художественной литературой), наблюдение за тучами и облаками во время прогулок, экскурсий.
- Беседа о сезонных изменениях в природе, о значении дождя.
- Дидактическая игра «На что похожи облака?» (обогащение зрительных ассоциаций, составление описательных рассказов), рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций с изображением облаков, туч, дождя.
Материалы, инструменты, оборудование.
- Листы бумаги и узкие полоски разнообразных оттенков синего цвета; ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые.
- Репродукции картин И.Айвазовского, Ф. Васильева, И. Шишкина.
- Фотографии, художественные открытки, календари, иллюстрации с изображением облаков.
- Заранее подготовленный лист А-3 с изображением контура тучи, похожей на слона.
Содержание занятия.
Воспитатель напоминает детям о прочитанном рассказе В.Бианки «Небесный слон». Задает вопрос:
- Почему рассказ Виталия Бианки называется «Небесный слон?» (в нем идет речь о туче, похожей на слона.)
Воспитатель показывает детям облака и тучи на репродукциях картин пейзажистов (И.К. Айвазовского, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина), иллюстрациях, плакатах, фотографиях и проводит краткую беседу о небе, облаках, уточняет представления детей о том, что именно облака и тучи переносят воду: в теплое время года – в виде дождя, а в холодное – в виде снега или града. Рассказывает о том, что облака имеют разные очертания. Ученые различают такие виды, как кучевые (похожие на кучи ваты), перистые (на перышки) и слоистые (на кондитерские изделия из слоеного теста). Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными, растениями, сказочными существами. Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же они все время меняются.
И еще одна интересная особенность – если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному. Воспитатель предлагает детям вспомнить. Какие облака и тучи доводилось видеть им.
А теперь вернемся к рассказу Виталия Бианки.
- Какой дождь пошел из этой необычной тучи? (тоже необычный: вместе с каплями дождя на город падали лягушки, головастики, рыбки.)
- А вы помните как они попали на тучу? («небесный слон» засосал их своим хоботом – смерчем)
*Об этом природном явлении рассказывалось во время ознакомления с рассказом.
Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение - рыбацкую небылицу В. Шипуновой «Облако поймали»:
В сеть недавно рыбаки
Облако поймали.
Два часа от радости
По берегу скакали,
А потом рубили,
А потом пилили,
Облако на кучки
Поровну делили:
Эта кучка – на перинку,
Эта – на подушку,
А из этой – шапку сшили
Согревать макушку.
Кучка – на подстилку в будке,
Кучка – на носочки утке…
И кусочки маленькие –
На беленькие валенки.
Воспитатель берет лист бумаги синего цвета, обрывает его в форме облака, комментируя: «Это облако поймали в озере рыбаки». Затем разрывает на кусочки: «А потом пилили, а потом – рубили…» Поднимет поочередно два – три кусочка и просит детей подсказать, на что или на кого это похоже.
Затем обращает внимание детей на подготовленные на столах материалы и предлагает создать облака, похожие на кого-то или что-то. Дети приступают к выполнению творческой задачи и продолжают освоение обрывной техники аппликации. Педагог помогает определиться с замыслами, тихо спрашивая кого или что напоминает твое облако. На подготовленный заранее контур «небесного слона» дети с помощью воспитателя размещают свои облака и затем приклеивают их.
На втором занятии этой темы дети при помощи знакомой им техники работы с полосками бумаги выполняют капельки дождя и также приклеивают их на коллективную работу. Лягушек и рыбок можно нарисовать или выполнить в технике оригами (воспитателем или родителями)
Волшебный рассказ о небесном слоне
Нам удался на бумаге вполне
Вот как простые полоски бумаги
Волшебной картиной становятся с нами!
Литература:
- И.А. Аверина «Физкультурные минутки в детском саду» М.2009г. (Физкультминутка «Две лягушки»)
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» М.2009г. (стихотворение В.Шипуновой «Облако поймали»)
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Народные костюмы»
Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...