Рязанская вышивка

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда. Развивать познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные задачи:

Раскрытие творческого потенциала детей, приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; совершенствование навыков освоения техники вышивания

Развивающие задачи:

Развитие мелкой моторики рук; развитие цветовых ощущений, мыслительных способностей; развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям

Оборудование:

Материалы к занятию: д/игра «Символы русской вышивки», подборка открыток, фотографий вышитой одежды, рушник, вышитый вручную. Листы белой бумаги, заготовки элементов вышивки из цветной бумаги, клей, салфетки.

 

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу в рязанском костюме.

– Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте и вы , гости дорогие, гости званные и желанные.

Мы гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим!

- Ребята, посмотрите на меня, как я сегодня красиво одета. На мне старинный рязанский костюм. Ему много лет, а выглядит он как новый. А знаете почему? (Ответы детей.)

– Да, ребята, правильно. Шили его с любовью, а одевали только по праздникам. Давайте вспомним, как называются детали моего костюма (рубаха, сарафан, понева, фартук, кика). Обратите внимание, на всех вещах есть узор. Как он называется? (Ответ детей – вышивка.)

– Подойдите ко мне и рассмотрите узоры. Какие вы видите фигуры? (Ответы детей – полоски, квадратики). Правильно, ребята. Все эти фигуры вышиты «крестиком», потрогайте вышивку пальчиками, какая она? (Ответы детей – выпуклая, шершавая). В древности понятие писать означало украшать, изображать, вышивать. Вместо чернил люди использовали нить, а вместо бумаги – ткань. Строчить письмо означало вышивать узор один за другим. Эти узоры называются орнамент, в орнаменте каждый элемент и цвет нити имеет определенный смысл. Как вы думаете, что означает белый цвет (свет, чистота), желтый цвет (солнце, богатство), голубой цвет (небо, молодость), красный цвет (тепло, праздник, радостное настроение), коричневый цвет (земля – кормилица). Молодцы, правильно! Садитесь на стульчики. А теперь тише… К нам идет сказка…

Я расскажу вам, что случилось с тремя сестрами – Дашей, Машей и Малашей, которые были прекрасными мастерицами и вышивали эти удивительные узоры. А дело было так… (Звучит тихая музыка.)

В одном селе жили три сестры – рукодельницы Маша, Даша и Малаша. Были они хорошие да пригожие, умницы – разумницы.

Собой хороши и работницы отменные. Н и у кого в селе не было одежды краше, чем у них. Сошьют простую рубаху, а вышьют своим узором – и вот на рубахе цветут цветы, летают птицы, бегут реки и ручьи.

И прослышал про них Змей Горыныч. Злой он был и жил один в Сарацинских горах, в пещере. Летал Змей на Русь жечь города, уводил в полон к себе в пещеры людей. Узнал Горыныч про сестер и захотел взять их в жены своим трем головам. Они и красивые, они и пригожие. Будут мне узоры красивые вышивать, а я буду смотреть и радоваться.

Налетел он на девушек когда они по лугу гуляли и забрал к себе в горы Сарацинские, пещеры темные.

Сестры сначала плакали и горевали. Не хотелось им идти замуж за змея. А потом решили они обмануть его. Никто не знал, где эти горы Сарацинские находятся и решили девушки послать весточку, рассказать, где они.

– Змеюшка, привыкли мы к тебе и выйдем за тебя замуж. Ты только два рушника (Кто помнит, что такое рушник?) отнеси батюшке да матушке, чтобы знали они, что мы живы – здоровы.

Обманули сестры Змея. Вышили они на полотенцах узор, который был изображен у них на одежде. Да не простой этот узор. Он подсказывал дорогу к ним.

Засиделись мы с вами да заслушались сказку Давайте встанем и поиграем в Змея Горыныча.

(Руки на поясе, наклоны вправо – влево.)

Змей Горыныч ранним утром

На зарядку выполз мудро.

Голова одна направо,

А вторая смотрит прямо.

(Руки на поясе, повороты головы вправо – влево.)

Третья влево наклонилась

И немного удивилась:

(Приседаем и встаем высоко подняв руки.)

«Хвост, а ты чего лежишь,

На зарядку не спешишь?

Поднимайся, распрямляйся

И здоровьем заряжайся!»

- Отдохнули? Давайте мы с вами попробуем разгадать, где скрывает Змей Горыныч Машу, Дашу и Малашу. Посмотрите внимательно на полотенце. На что похож этот узор? (Дети дают свои варианты ответа.)

– Этот узор называется гребень или гребешок, в старину он обозначал лес. Значит, чтобы найти девушек нужно сначала пройти через лес.

– Что нам говорит следующий узор? (Дети фантазируют.)

– Этот узор называется «ковер» и обозначал он в старину поле. После леса нужно пройти через поле.

– Посмотрите, ребята, это мельница (или ветряк) стоит и не работает. Значит мы должны пройти мимо мельницы.

– Последний узор называется «змейка». На что он похож? (Ответы детей.)

– Это и есть Сарацинские горы. Вот и закончилось наша сказка. Вернулись девушки домой и с тех пор все рязанские рукодельницы стали эти узоры на своей одежде вышивать. Понравилась вам моя сказка? А кто помнит, какие узоры помогли нам найти дорогу к Змею Горынычу? (Показ узоров, дети отвечают.)

– Ребята, в старину такие рушники дарили близким людям на счастье. А вы бы хотели подарить рушники нашим гостям? Я вам помогу это сделать. Давайте рассмотрим, как узор на рушнике располагается. (Ответ детей – узор, который изображен на одной половине изображен и второй половине.) Да, ребята, он как в зеркале отражается. Сложите свои рушники пополам, найдите середину. А теперь каждую половинку украсим узором, только не забывайте, какой узор нанесли на одну половину, точно такой и на другую. Давайте вспомним элементы орнамента, которые помогли нам найти девушек.

Зрительная гимнастика с рассматриванием элементов орнамента.

Под музыку дети делают аппликацию, дарят рушники гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений по теме «Зоопарк»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений по теме «Зоопарк» (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста) Цель: Активизация словаря путем закрепления...

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Расшифруй слово» с использованием ТРИЗ-технологии Для развития у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и...

Читайте также

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...