Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Наши имена и фамилии»

Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения и образования фамилий;
  • расширять знания о родословной своей семьи;
  • закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.

Развивающие:

  • развивать умение называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей;
  • развивать интерес к своему имени и фамилии;
  • развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельно выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому;
  • воспитывать доброе отношение к себе и окружающим.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности; создание родословного древа; выставка рисунков на тему «Моя семья»; беседа «Зачем человеку имя?».

Развивающая среда: картинки (фотографии) с изображением девочки, подростка, девушки, женщины, бабушки, мальчика, подростка, юноши, мужчины, дедушки; свидетельство о рождении.

 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте её отгадать.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

Удочки есть, у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Педагог: Правильно, имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как, например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав – святая слава.

Владимир – владеющий миром.

Тихомир – тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, девочка это или мальчик, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Педагог: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Ванечка», а к другому «Анна Васильевна». Что же вы скажете про «Ванечку» и про «Анну Васильевну»? Кто они?

Дети: «Ванечка» - это мальчик, а «Анна Васильевна» - это женщина.

Педагог: Правильно. Если ребенка позвали «Кирилл», а другого «Маша». Что можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Педагог: Молодцы, ребята. По имени можно узнать, кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Педагог: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Педагог: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей. А сейчас внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: Сколько девочек и как их зовут?

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Дети: Одна девочка и зовут её Маша.

Педагог: Правильно. Хоть и разные были названы имена, но так называли одну девочку, Машу. Когда она вырастет, её будут называть…

Дети: Мария.

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Аня – Анюта, Анечка, Аннушка, Нюрочка)

Педагог: Молодцы! А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дом имён»

Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)

Вот как много стало рук. (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)

Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена.)

И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху.)

А теперь за руки взялись, (Берутся за руки.)

И по кругу пробежались. (Бегут по кругу.)

Сделали поуже круг (Все дети соединяют руки над головой.)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен, (Взявшись за руки, делают круг шире.)

В этом доме мы живем. (Руки вверху.)

Педагог: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

(Ответы детей.)

Педагог: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. А что же означает само слово «фамилия»? Фамилия - это семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Имя каждому из нас подбирали родители. Отчество образовано от имени отца, которое, в свою очередь, ему дали его родители - наши дедушка и бабушка. У меня фамилия тоже, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда.

Ребята, а откуда у вас фамилия?

Дети: От мамы и папы.

Педагог: А откуда фамилия у мамы и папы?

Дети: От бабушек и дедушек.

Педагог: А как вы думаете, откуда берутся фамилии?

(Ответы детей.)

Педагог: Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Если оказывалось, что в селении живут два Ивана, то тогда про них говорили: это Иван – сын Федора, а этот Иван – Иванов сын.

Со временем людей стало больше, и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии. Сначала фамилии давали только богатым людям, а потом фамилии появились у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию. Но, где же взять так много разных фамилий?

Их придумывали по имени отца: Иванов – от имени Иван, Петров – от имени Пётр, Богданов – от имени Богдан; по месту жительства: Нагорный – жили на горе, Леснин – жили рядом с лесом, Болотов – жили около болота; по роду занятий, профессий человека: Столяров – столяр, Сапожников – сапожник, Бочкарев – мастерил бочки. Потом фамилия переходила от отца к сыну, а от сына к его сыну и т.д. Сын уже мог не иметь профессию отца, но фамилия у него осталась. Например, папа Ани Кузнецовой работает инженером, и фамилия его, наверное, произошла от его предка, который был кузнецом. Давали фамилию и в зависимости от поведения человека: тихий человек – Тишин, шумный – Шумилин, весёлый – Веселов. Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.

Некоторые фамилии разгадать легко, а некоторые трудно, потому что в их основе лежат старые русские слова. Например, фамилия Ушаков происходит от слова «ушак» - человек небольшого роста.

Давайте попробуем угадать, от чего произошли ваши фамилии.

Например, Филатов – основой фамилии Филатов послужило церковное имя Филат. Мужское имя Филат, которое легло в основу фамилии Филатов.

Фатеев – русская фамилия, произошла от измененной формы имени Фотий.

Косенко – от прозвища Косой – это человек, который либо косарь, либо, который изготавливал или точил косы.

Татьянина – фамилия произошла от женского имени Татьяна.

Бондарь – фамилия образована от прозвища «бондарь», так в старину называли бочара – ремесленника, который выделывал бочки и другую обручную посуду.

Новикова – образована от прозвища Новик. В старину всякого новичка, пришельца (прибыл из другого места) называли Новиком. Отсюда и фамилия Новиков (а).

Есть ученые, которые разгадывают происхождение имён и фамилий. Наука эта называется ономастика. Вам не обязательно запоминать это слово. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас будет заниматься этой интересной наукой.

Ребята, я предлагаю вам поинтересоваться о происхождении вашей фамилии у своих родителей, а потом нам рассказать о том, что вы узнали. Договорились?

Педагог: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении», когда вам исполнится 14 лет, вам выдадут другой документ - паспорт. В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

Вы уже знаете, что имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

А вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.

Это наш альбом с семейными фотографиями. Чью фотографию я открою, тот должен назвать своих родителей по имени, отчеству.

(Дети называют своих родителей по имени и отчеству)

Педагог: Молодцы! Вы все знаете, как зовут ваших родителей.

Пока вы ещё маленькие и вас называют по-детски, ласково, но когда вы станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству.

Предлагаю поиграть. Представьте, что вы стали взрослыми и пришли на конференцию, но мы не знаем, как вас зовут. Вы должны представиться, назвать свою фамилию, имя и отчество.

(Дети выполняют задание.)

Педагог: Ребята, вы все прекрасно справились с заданием.

А сейчас, я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение Сергея Михалков, которое называется «Финтифлюшкин».

У папы Финтифлюшкина,
У мамы Финтифлюшкиной,
У сына Финтифлюшкиных
(Ему девятый год!) —
Не драма, не комедия,
А личная трагедия:
Семейную фамилию
Малыш не признает.

Конечно, Финтифлюшкины
Совсем не то, что Пушкины…
Но все же Финтифлюшкины —
Рабочий русский род:
Он был прославлен предками
Кондитерами редкими,
Их плюшками, ватрушками
И чудо-финтифлюшками —
Что сами лезли в рот.

Но Феде Финтифлюшкину
Нет дела до того,
Поскольку друг за дружкою
Все дети Финтифлюшкою
Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией
И как ее терпеть?
Вот хорошо бы личную,
Совсем, совсем обычную,
Серьезную, приличную
Фамилию иметь!
Бывают же фамилии
Без разных глупых слов:
Ну, скажем, просто Сидоров!
А лучше — Иванов!

Но так уже положено,
Что там, где есть семья,
Там папина фамилия
И мамина фамилия —
Семейная фамилия,
А стало быть, твоя!

А Феде Финтифлюшкину
Я свой совет даю:
Носи, малыш, с достоинством
Фамилию свою!

А если ты научишься
Работать и мечтать,
Великим Финтифлюшкиным
Ты в жизни можешь стать!

Педагог: Ребята, у вас у всех есть имена и фамилии, и они очень красивые. Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел и прославите своё имя и фамилию.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов по…

Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени» Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в...

Рязанская вышивка

Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...

Читайте также

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей. Совершенствовать технику рисования кистью. Развивать сочувствие к...