Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе

Программные задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с игрушками села Дымково, с характерной росписью дымковских мастеров;

- дать детям представления о значении народной игрушки;

- учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в народной игрушке.

Развивающая:

- развивать речь детей;

- обогащать словарный запас.

Воспитательная:

- формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе занятия;

- вызвать эмоциональную отзывчивость на народную игрушку.

Развивающая среда:

- дымковские игрушки – Барыня, Конь, Индюк, Водоноска, Нянька и др.;

- запись русской народно песни «Светит месяц».

Методические приемы:

- рассказ о дымковских игрушках, особенностях их изготовления;

- рассматривание изделий дымковских мастеров на выставке;

- рассматривание орнаментов росписи;

- использование художественного слова;

- беседа с детьми.

Предварительная работа:

- заучивание стихотворений о дымковских игрушках.

Образовательные области: Социализация, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка.

 

Ход занятия

  1. В зале, убранном под русскую избу, организована выставка игрушек дымковских мастеров. Дети входят в зал под музыку русской народной песни «Светит месяц» и тихо садятся.
  1. Воспитатель: Дети, посмотрите, на столах стоят игрушки. Эти игрушки похожи на те, в которые вы играете?

Дети: Нет, не похожи.

Воспитатель: Конечно, не похожи. Это необычные игрушки – дымковские. Дымковскими их называют потому, что сделаны они в поселке Дымково. Посмотрите, какие они яркие, забавные. Хотите узнать, как их делают?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Дымковские игрушки делают из глины. Посмотрите, у меня в руках кусочек глины.

(Дети рассматривают глину.)

Она такая же красивая как эти игрушки?

Дети: Она серая, не красивая.

3. Воспитатель: Да, дети, она серая, не красивая, не яркая, совсем не похожа на те игрушки, которые сейчас стоят пред вами. Нужно приложить немало терпения, трудолюбия и умения, чтобы получились такие замечательные игрушки.

- Изготовление дымковской игрушки – это чудо – ремесло. Долгими зимними вечерами дымковские мастерицы, разминая послушный ком глины, лепили игрушки. Это могли быть фигурки животных, всадников, дам, кавалеристов, птиц. Но, знаете, дети, глина непрочная. Взяв игрушку в руки, ее можно легко сломать. Чтобы этого не произошло, дымковские умельцы после лепки игрушки сушили, а затем клали их в горячую печь, там игрушки обжигались.

(Рассматривание иллюстрации русской печи.) После обжига мастера вынимали игрушки из печи и разрисовывали их кольцами, полосками, дугами (показ детям элементов росписи). Всю зиму над избами были видны голубые дымки, поэтому, наверное, и назвали поселок Дымково.

  1. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, выразительны, необычайно красивы. Посмотрите, какая красивая Барыня, Водоноска, а этот быстрый Конь – так и кажется, что сейчас зацокают копыта и он поскачет. А этот прекрасный индюк, он так красив, что так и хочется им полюбоваться.
  1. Дымковские игрушки так нравятся людям, что о них сочиняют стихи.

(Выходят дети, заранее выучившие стихи и читают их.)

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В кисточку, кружок, полоску

Тонко так расписаны.

Индя – индя – индючок,

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

  1. Воспитатель: Посмотрите, дети, на эти игрушки и запомните узоры дымковской росписи. На занятиях по рисованию вам это пригодится.


Литература:

- Богуславская И. «Русская глиняная игрушка». Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1975г.

- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», М., 1972

- Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М., 1979.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…

Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой…

Сценарий к празднику «День Победы» в старшей группе «Солдаты Великой Победы!» Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством...

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Читайте также

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...