Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Для воспитанников пятого года жизни

Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие.

Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности воспитанников средствами продуктивной деятельности».

Цели и задачи реализации.

Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой.

Задачи. Развивающие:

- Развитие индивидуальных способностей детей.

- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

- Обучение различным приемам работы с бумагой (скатывание, сминание, обрывание).

- Применение знаний, полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

- Учить выполнять работу коллективно.

Воспитательные:

- Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

- Привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

- Расширение коммуникативных способностей детей.

- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Принципы и подходы.

Организационные принципы

(Возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп.)

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения знаний занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
•репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы обучения:

• «От простого к сложному»

Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.

• “Знай, где узнать”.

Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества воспитанников. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.

• “Творим вместе”.

Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.

• “Творим рядом”.

В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая часть предполагает работу с использованием дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.

2.4.Планируемый результат

В результате обучения воспитанники:
– будут знать основные геометрические понятия;
– будут создавать композиции из бумаги;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы и виды контроля

Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ воспитанников:
– в группе;
– оформление интерьера детского сада.
Участие в конкурсах разного уровня
Выставки могут быть:

  • однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогам изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности детского сада.

Учебно-тематическое планирование.

Тема Количество
часов
Тип,
форма занятий
Элементы содержания
(дидактические единицы)
Вид
работы
и контроля
Методическое обеспечение
Вводное занятие. 1.Соблюдение правил по технике безопасности. 1 занятие-знакомство. Ознакомление воспитанников с историей, содержанием предстоящей работы.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями
Теоретическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.27
2.« Из истории происхождения ножниц» 1 беседа Знакомство с видами ножниц Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.31
3. «Откуда пришла бумага?» 1 экспериментирование Изучение свойств бумаги и картона Практическая работа Л.В. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», ст.28
«Секреты бумажного творчества».
4.Обрывная аппликация «Домик на поляне»
1 Комбинированное занятие Прием обрывания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.64
5-6.Скручивание в жгут «Петушок» 2 Комбинированное занятие Приемы скручивания Практическая работа К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.159
7.Аппликация «Цветы» 1 Комбинированное занятие Приемы комбинирования базовых форм Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах»,ст.187
8.Скатывание в комок «Овощи» 1 Комбинированное занятие Приемы скатывания Практическая работа К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.141
9.Мозаика «Удивительный узор» 1 Комбинированное занятие Приемы обрывания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.60
10.Моделирование из полос бумаги «Ромашка» 1 Комбинированное занятие Изготовление модели с использованием различных операций. Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.164
11.Изделия из мятой бумаги «Корзина роз» 1 Комбинированное занятие Прием сминания бумаги Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.142
12.Коллективная работа «Декоративное панно» 1 Комбинированное занятие Соединение различных техник в одной работе Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204
13.Коллективная работа «Декоративное панно» 1 Выставка работы Создание декоративной композиции Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204
14.Аппликация и моделирование. 1 Беседа Проведение игр с использованием проблемных ситуаций Теоритическая работа О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает?», ст. 80
15.Аппликация из цветной бумаги «Новогодние украшения» 1 Комбинированное занятие Работа с разными материалами Практическая работа Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.272
16.«Дед Мороз»»
(изготовление новогодней открытки)
1 Комбинированное занятие Приемы разметки по линейке. Чтение простейших схем, чертежей, изготовление простейших заготовок. Практическая работа Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.274
17.Знакомство с техникой «Квиллинг» 1 беседа Демонстрация изделий, иллюстраций. Работа с линейкой, разными материалами. Практическая работа Д. Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.5
18-19.Аппликация из деталей квиллинга «Спирали» 2 Комбинированные занятия Приемы скатывания бумаги Практическая работа Д Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.17
20-21.Коллективная работа «Зима» 2 Обобщающие занятия Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий Практическая работа Е. Крылов «Школа творческой личности», Дошкольное воспитание,1992г.,№7
22.Моделирование из картона 1 Комбинированное занятие Наглядные пособия, иллюстрации, схемы изготовления изделий Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование»
23.Рамочка для фото 1 Комбинированное занятие Понятия: «композиция», «пространство», «передний, задний план», «фон», «детали» Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.186
24.«Орнаменты» (украшение для рамочки) 1 Комбинированное занятие Композиционное построение Практическая работа Т. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», ст.87
25-26.«Коробочки» 2 Комбинированные занятия Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий, схемы изготовления изделий Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.216
Работа с бумагой и картоном.
27.Симметричное вырезывание
1 Комбинированное занятие Приемы вырезывания Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование»,ст.243
28.Игрушки из картона с подвижными деталями «Рыбки» 1 Комбинированное занятие Узнаваемый образ и образцы изделий, наглядные пособия Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.256
29.Знакомство с техникой «торцевание» 1 Комбинированное занятие Наглядные пособия, иллюстрации Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе».
30.Торцевание на бумажной основе «Лесная поляна» 1 Комбинированное занятие Приемы торцевания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе», ст.138
31-32.Коллективная работа «Кошечки» 2 Обобщающие занятия Образцы изделий, наглядные пособия Практическая работа Л. Прохорова «Творчество детей», Дошкольное воспитание, 2006г.,№5
33.Итоговое занятие «Великие мастера» 1 Конкурс-соревнование Выставка изделий, работ. Практическая работа Магнитофон

 

Список литературы.
1. Лыкова И.А. «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». Парциальная программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет», 2014г.
2. Л.В.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». Методическое пособие для воспитателей 2001г.
3. Д.Чиотти «100 поделок из бумаги. Методическое пособие для воспитателей, 2004г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Читайте также

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...