Игра «Мемори» – источник взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми

 

Одной из главных задач в моей работе является взаимодействие дошкольников со сверстниками и взрослыми. Находясь в поиске наиболее подходящих для этого способов, я обратила внимание на игру «Мемори».

Играя мы имеем прекрасную возможность лучше узнать друг друга. Увлеченные игрой дети проявляют определенные черты своего характера – честность, хитрость, азарт, обидчивость и т.д. Еще одно преимущество – в процессе игры в компании, дети учатся проигрывать, сдерживать свои эмоции, а это очень важные черты характера.

«Мемори» это не только веселая, но и полезная развивающая игра – с ее помощью у дошкольников тренируются:

  • усидчивость,
  • внимание ребенка,
  • развиваете память,
  • зрительное восприятие.

Игра представляет собой парные карточки на различную тематику. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и раскладывает перед игроками обратной стороной вверх. Игроки должны переворачивать по две карточки. Если они одинаковые, то игрок забирает их себе, если нет – оставляет на месте неперевернутыми. Тогда ход переходит к следующему участнику. Победитель тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Игра достаточно проста, но эффективна! 

Конечно, для каждого возраста я старалась подбирать определенный возрастными особенностями уровень сложности, чтобы цель была достаточно сложной, но решаемой, иначе интерес к игре быстро пропадет.

В начале 2013 – 2014 учебного года мы с воспитанниками средней группы опираясь на механизм классического варианта, начали создать различные варианты. Я старалась задействовать разные направления знаний и разные каналы восприятия информации. Наш опыт работы я хочу представить вашему вниманию. Вот несколько вариантов игры «Мемори».

 

1 вариант игры «Мемори: фигуры»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

  • 16 карточек с изображениями фигур;
  • толстый картон;
  • самоклеющаяся бумага:
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ножницы.

Родители помогли распечатать картинки, и мы с ребятами приступили к изготовлению: вырезали карточки с изображениями фигур, наклеили их на картон. Поверх картона наклеили цветную рубашку. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.

Ход игры:

Взрослый (в начале освоения игры) или ребенок раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, детки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются (или закрывают глаза), а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если, они совпали, он их забирает себе, если нет, то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель игры: Закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.

 

2 вариант игры

«Мемори: с бумажными стаканчиками и конструктором»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

  • 12 бумажных стаканчиков;
  • разноцветные детали конструктора;
  • наклейки с названием игры «Мемори» (для стаканчиков);
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ножницы.

Мы с детьми отобрали шесть цветов конструктора, каждого цвета по две детали. Родители помогли распечатать наклейки с названием игры «Мемори». Взяли стаканчики, ребята вырезали и наклеили на стаканчики наклейки с названием игры. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.

Ход игры:

Ведущий раскладывает детали конструктора на верх стаканчиков в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение деталей, затем все отворачиваются, ведущий прячет детали конструктора под стаканчики. Игрок открывает (поднимает) два стаканчика и, если под ними оказываются детали одного цвета, он эти детали забирает себе, если конструктор разного цвета, то стаканчики ставит на место. Дальше ход переходит другому игроку, не зависимо от результата хода. После тренировки дети по очереди играли роль ведущего, очень важно, чтобы ребенок испытал на себе и роль игрока, и роль ведущего. Так ребёнок видит игру целиком, а значит, сможет в неё играть в дальнейшем без помощи и указаний взрослых. Я, например, очень радуюсь, когда дети вызываются проводить игру, я с радостью в таких случаях принимаю позицию участника.

Я стараюсь внимательно следить за процессом игры, чтобы при необходимости можно было помочь детям. В конце игры, когда на столе не осталось ни одного стаканчика, каждый участник подсчитывает свои «заработанные» баллы.

Цель игры: Развитие зрительной памяти.

 

3 вариант игры «Мемори-половинки»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

  • 16 картинок с изображением животных;
  • картон;
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ножницы.

Картинки нам в очередной раз распечатали родители, и мы с ребятами принялись за изготовление нашей игры. Наклеили картинки на картон, затем поверх картона цветную рубашку «приладили». Разрезали карточки пополам. Собрали половинки, рассмотрели изображения. Приступили к игре! Для соблюдения очередности и напоминания мы с детьми договорились использовать настольный звонок. В последующем данный звонок использовался как поощрение для тех детей, которые сделали правильный ход или выиграли.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего карточек.

В команде играть куда сложнее, чем одному! Соблюдать очередь, запоминать, что открыл другой игрок... это непросто! Руки так и тянутся к карточкам не в свой ход!

Цель: формировать умение составлять целое из частей.

 

4 вариант игры «Мемори: узнай животное»

Для изготовления карточек нам потребовалось:

  • 6 картинок с изображением животных;
  • 6 картинок с изображением его окраса;
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ножницы.

Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их окрасом, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами и заламинировали.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

 

5 вариант игры «Мемори: животные и их тени»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

  • 6 картинок с изображением животных;
  • 6 картинок с изображением их теней;
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • ножницы.

Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их тенями, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами.

Ход игры:

Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

 

6 вариант игры «Мемори: цифры и точки»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

  • 20 бумажных тарелочек;
  • наклейки с цифрами и числовыми фигурами (точками);
  • клей;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • самоклеющаяся бумага

В этот раз мы с ребятами решили использовать бумажные тарелочки. 

Родители распечатали наклейки с числовыми фигурами и цифрами, надпись «мемори» у нас уже была сделана.

С другой стороны мы с ребятками наклеили наклейку со словом «мемори». Сначала мы подбирали к тарелочкам с точками тарелочку-пару с числом: считали точки, называли число, искали подходящую тарелочку с числом. После того, как дети без труда научились связывать точки с числами и поняли, что эти две тарелочки пара мы начали игру. В отличие от простого варианта найти парную картинку, здесь нужно включить не только память, а еще и посчитать, и построить связь между количеством и числом. 

Цель: Учить построению связи между количеством и числом, формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти.

 

7 вариант игры «Мемори: гласные буквы»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

  • 20 крышек от бутылок из-под молока красного цвета;
  • картинки с изображением букв;
  • ножницы.

Детки с родителями принесли крышки от пластиковых бутылок (одинакового цвета). Мы с ребятами вырезали буквы и вставили их в крышечки. Вот и очередной вариант игры готов!

Ход игры:

Ведущий раскладывает крышечки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение букв, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает крышечки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две крышечки если буквы совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего крышечек.

Цель: изучить гласные буквы алфавита.

 

8 вариант игры «Мемори – эмоции»

Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:

  • 12 деревянных дисков,
  • черный маркер.

Родители воспитанников (папы) изготовили для игры 12 деревянных дисков, а мы с ребятами нарисовали шесть базовых пиктограммы-эмоций: грусть, радость, удивление, гнев, спокойствие, страх.

Ход игры:

Ведущий раскладывает деревянные диски в хаотичном порядке, затем рассматриваем и запоминаем, затем переворачиваем и находим пару, выигрывает тот у кого больше дисков!

Цель: развитие эмоциональной сферы.

 

9 вариант игры «Мемори из природных материалов»

Для изготовления игры нам потребовалось:

  • косточки фруктов;
  • желуди;
  • каштаны;
  • ягоды боярышника;
  • ракушки;
  • орехи.

Природные материалы ребята принесли из дома.

Цель: Развитие зрительного восприятия

Дети в процессе создания игры проявляли: заинтересованность, находчивость, смекалку, сообразительность, внимательность, аккуратность, старание, усердие, усидчивость, помощь друг другу.

На начальном этапе игра проводилась в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Я учила детей взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры. Затем воспитанники стали использовать игры в самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы.

Игра «Мемори» так увлекла детей и их родителей, что мы решили провести конкурс «Придумай свою «Мемори» результаты получились впечатляющие. Вот какие варианты были предложены:

  • «Мемори «Рыбы»,
  • «Мемори «Птицы»,
  • «Мемори «Времена года»,
  • «Мемори «Природные явления»,
  • «Мемори «Профессии»,
  • «Мемори «Герои мультфильмов»,
  • «Мемори «Марки Машин»,
  • «Мемори «Цветы»,
  • «Мемори «Деревья»,
  • «Мемори «Грибы»,
  • «Мемори «Овощи-фрукты»,
  • «Мемори «Бытовая техника»,
  • «Мемори «Мебель»,
  • «Мемори «Животные»,
  • «Мемори «Музыкальные инструменты»,
  • «Мемори «Эмоции» (которую мы уже изготовили).

Самой интересной мы посчитали «Мемори «Найди свою маму» (вырезать фото деток и их мам и нужно составить пару – малыш и его мама.

В наши дальнейшие планы кроме выше названного варианта входит также изготовление «Мемори: часы и время» и «Мемори – прописи».

Игра «Мемори» настолько увлекла детей и их родителей, что она заняла первое место среди любимых и полезных игр, а также дети с родителями стали играть в «Мемори» дома!

Практикуя второй год изучения и внедрения игры с детьми в своей группе, я наблюдаю положительную динамику в развитии детей. Ребята стали больше взаимодействовать друг с другом, даже без участия взрослого, самостоятельно распределяют обязанности, справляются с ролью ведущего. Даже те детки, которые проявляли наименьшую заинтересованность в совместной игре, стали более активные и общительные.

Следовательно, использование всех вышеназванных вариантов, этой игры способствуют улучшению зрительной памяти, внимательности, а так же помогает раскрытию творческого потенциала детей.

Надеюсь, что мои разработки игр «Мемори» помогут и Вам и воспитанникам осваивать и применять в своей практике, а может и даже продолжить моделировать свои варианты игры и полюбить ее.

 

В заключении хочу порекомендовать использовать в своей работе информацию, размещенную на сайте http://nataliigromaster.blogspot.com, которая когда-то познакомила меня с разнообразными видами «Мемори» и не только.

  • 10 воздушных шариков одного цвета;
  • крупы: фасоль, горох, гречка, макароны (спиральки), мелкий грунт.

Совместно с детьми наполнили шарики фасолью, горохом, мелким грунтом, макаронами (спиральками), гречкой. Каждый шарик в двух экземплярах. Сначала дети попытались найти мешочек, точно такой же как образец. Игра готова!

Ход игры:

Раскладываем шарики в хаотичном порядке и дальше играем по обычным правилам «мемори»!

Цель: Развитие мануального интеллекта, т.е. моторики.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...

Читайте также

Петербург. Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Петербург (Песня для детей дошкольного и младшего школьного возраста)  Сл. и муз. Серебрянской И.А. 1. Реки, причалы, каналы, мосты.  Всё это – город любимый.  Парки...

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...