Литературная встреча «Мы родом из детства»
(по произведениям В. Берестова для детей старшего дошкольного возраста и их родителей)
Программное содержание:
1. Развивать интерес к творчеству В. Берестова, воспитывать читателя, способного эмоционально воспринимать его произведения;
2. Пополнять литературный багаж сказками и стихотворениями В. Берестова; .
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, драматизации сказки;
4. Воспитывать чувство юмора, используя сюжет из произведений В. Берестова.
5. Поддерживать эмоциональный настрой детей и родителей при совместной деятельности.
Ход встречи
Педагог встречает родителей и детей у дверей музыкального зала (литературной гостиной). Дверь празднично украшена. Звучит музыка.
Педагог: Добрый вечер, гости дорогие! Очень рада нашей встрече в «литературном кафе». Но прежде хочу вам прочитать следующие строчки: «Вот дверь. Тебя внесли в нее кульком, А вывозили из нее в коляске. А вот и сам, укатан башлыком, Ты тянешь на порог свои салазки. Ты –
первоклассник. На дворе метель. В руке набитый книжками портфель. Растешь. Ползут зарубки вверх по двери. Ключ от нее уже тебе доверен. Все та же дверь. А всех ведет она в иную жизнь, в иные времена»
Приглашаю вас пройти через эту дверь и окунуться в мир неразгаданных тайн.
Родители и дети заходят в «литературную гостиную» и рассаживаются за столики.
Педагог:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.
Надеюсь, что, слушая эти строки, которые написал Валентин Берестов, вы все почувствовали себя детьми. Ведь все мы с вами родом из детства. Стихи В.Берестова зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм.
И сегодня я предлагаю вспомнить знакомые с детства строчки и поиграть.
Задание №1 Игра «Кто это?»
Педагог: Для разминки я буду читать стихотворения В.Берестова, а вы назовите, о ком это стихотворение:
.. .Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молочка им лучше дай!»
(«Коровушка»)
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
(«Курица с цыплятами»)
... .Желтенький бочок
Ножками стукает,
Головой мотает - Где же стадо?
Му-у-у! Скучно одному-у -у!
(«Бычок»)
... распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
(«Петушки»)
У меня в руке мохнатый червячок.
Он везет зеленоватый огонек.
И зовут его, ребята, -
(«Светлячок»)
В дверь вошло животное
До того голодное:
Съело веник и метлу,
съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картины на стене
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.
(«Коза»)
Педагог: Возвращаясь вместе с поэтом в день сегодняшний, мы узнаем в его стихах себя. Это ведь ты, съезжая с высокой горы, испытывая «наслаждение особого свойства - превращения страха в геройство». Это твой «детский, веселый мяч летел на встречу с летом». Это ты впервые сам прочитал с восторгом слово МАМА.
Задание №2
Педагог: Сейчас я раздам вам отрывки из знакомого вам стихотворения. Необходимо восстановить полный текст, а ребята прочитают это стихотворение.
1 ребенок: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать
2 ребенок: Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
3 ребенок: Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу»
4 ребенок: Не надо звать,
5 ребенок: Не надо ждать.
6 ребенок: А можно взять и прочитать!
Педагог: Ребята, когда-то ваши папы и мамы были первоклассникам и с волнением вслушивались в свой первый школьный звонок. Они росли, дружили, учились. А их помощниками в учебе были школьные принадлежности. У В.Берестова есть много стихотворений об этих помощниках. Что это за помощники мы узнаем из магических квадратов
Задание № 3 Игроки получают «магические квадраты». Пока дети отгадывают загадки, родители должны найти и зачеркнуть названия стихотворений
п |
е |
н |
а |
л |
л |
и |
н |
о |
е |
ф |
о |
ч |
к |
а |
е |
р |
г |
р |
т |
с |
и |
т |
й |
т |
у |
у |
е |
я |
н |
о |
к |
ф |
д |
ч |
т |
з |
б |
ч |
а |
е |
к |
к |
р |
ь |
е |
и |
а |
л |
и |
а |
а |
д |
ч |
л |
к |
ь |
ц |
и |
р |
к |
у |
л |
ь |
Загадки по стихам В .Берестова
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку ведет.
(портфель)
Карандаш писать не хочет
-Вот она его и точит.
Вьются стружки и опилки
Из-под маленькой...
(точилки)
Помарку стерла я с листа
И совесть у меня чиста,
-Чумазенькая спинка,
Потому что я - ...
(резинка)
- Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели!
- Взгляни, пожалуйста. Он - тут.
Его... (учебником) зовут.
Там где я, там и читай!
Зря страницы не листай.
Я нужна вам для порядка.
Я - красивая...
(закладка)
Когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал,
Школьник пишет и растет,
Я же- наоборот.
Исписал я сто бумажек.
Я - малютка...
(карандашик)
Одной ногой проткнул бумагу,
Уцепился и - ни шагу.
Чертит круг другой ногой
Помощник мой - циркач лихой.
(циркуль)
Над бумажным над листом
Машет палочка с хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
(кисточка)
Буквы напечатанные
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама
(ручка)
Педагог. А кто из вас, уважаемые игроки умеет
прыгать? А вот мы сейчас и проверим.
В гостиную вбегают два ребенка в масках лягушат.
Педагог: Мои помощники, лягушата, будут читать стихотворение, а вы повторяйте за нашими лягушатами. На «Ква-ква» - прыжки и хлопки, на «ать - два»- шаги.
1 лягушонок. Раньше были мы икрою, ква-ква!
2 лягушонок. А теперь мы все герои, ать-два!
1 лягушонок. Головастиками были, ква-ква!
2 лягушонок. Дружно хвостиками били, ать-два!
1 лягушонок. А теперь мы лягушата, ква-ква!
2 лягушонок. Прыгать с берега, ребята, ать-два!
Вместе. И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Педагог. Молодцы! Все как один принимаетесь в почетные лягушата В. Берестова.
Вручает медали в форме лягушат.
Педагог: Прочтешь стихи В.Берестова, оглянешься вокруг и почувствуешь, что просыпается в тебе художник. Разве это не ты любишь угадывать в плывущих облаках, в причудливых корешках деревьев очертания знакомых зверей или сказочных существ. Видишь в простом репейнике путешественника, мечтающего вцепиться «в чьи-то штаны, в волчий хвост или заячью грудь и в дальний отправиться путь». Или жука:
Ну какое же детство без жуков!
Их следы - как вышитые строчки.
Из-под плотных темных пиджаков -
Светлых крыльев легкие сорочки.
На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище,
И блестит, как дорогая брошь,
Сам себе разбойник, сам сокровище.
Тот как желудь.
Этот как орех.
Вот рога оленьи, носорожьи. Майский жук летает лучше всех.
Но дороже всех коровка божья.
Задание №4 «Художники»
Педагог предлагает игрокам трафареты различных жуков, кисти и краски.
Педагог: И мы с вами сейчас превратимся в художников: раскрасим на свой вкус жуков и поместим их на нашей лужайке.
Родители и дети раскрашивают жуков и помещают их на панно.
Педагог: Сегодня мы с вами окунулись в созданный поэтом светлый, добрый и чудесный мир. А чудеса бывают только в сказке. Со своей женой, художницей Татьяной Александровой, Валентин Берестов писал не только стихи, но и сказки. И сейчас наши артисты покажут вам сказку.
Инсценировка сказки «Домовитый козел»
На сцену выходит матрешка и поет:
Я девчонка ничего! Не боюсь я ничего
Если я и пропаду, Все равно не пропаду.
Матрешка: Здравствуйте, гости дорогие! Расскажу вам сказку не про козленочка, не про козу-дерезу рогатую, бодатую, а про домовитого Козла.
Жил-был Козел. Сам лохматый, головой бодатый, бородой кудреватый, а главное - домовитый, любил в доме порядок. Пришел он однажды к сестре Козе.
Открывается занавес.
Картина 1.
Изба. Посередине избы стол, лавка. На столе лежит кочан капусты. Двое козлят играют-бодают друг друга. Коза собирает со стола чашки, ложки. За столом сидит Козел. Жует капусту.
Козел: Еда не вкусна. Изба тесна, дети невежи - брыкаются да бодаются.
Коза: Играют они. Маленькие еще! Друг дружку ведь бодают, а не тебя.
Козел: Все равно нет у тебя порядка. Не смыслишь ты в хозяйстве ни бе ни ме.
Козел встает из-за стола. Занавес закрывается. Матрешка: Пошел Козел к Свинье.
Занавес открывается. Смена декораций.
Картина 2. -
Изба. Посередине избы корыто (лохань) Свинья стирает.
Матрешка: Примостился Козел у лоханки, досыта угостился и ворчит.
Козел: Хлев, а не изба. Стены вытерты - бревен не видать. Стола нет, из лоханки угощают.
Свинья: А это, батюшка, и есть хлев.
Козел: Оно и видно. Нет у тебя порядка. В хозяйстве ты ни бе ни ме.
Уходит. Занавес закрывается. Смена декораций.
Матрешка: Пришел Козел к Зайцу.
Занавес открывается.
Картина 3.
Лесная поляна. Под кустом сидит Заяц, на пенечке Козел, едят капусту.
Козел: Ну и капуста у вас, зайцев - одно название! Невежа ты Косой! В дом не пустил, под кустом угостил, порядка не знаешь, в хозяйстве не смыслишь ни бе ни ме!
Заяц: Мой дом под любым кустом. Какой облюбую, в том и переночую. А тебя, Козла, знать не хочу.
Матрешка: И ускакал.
На сцену выходит Лиса.
Лиса: Верно, Козел. Пустой народишко - зайцы. Будь у Косого дом - я б к нему в гости; или бы рядком, потолковали ладком. Идем ко мне!
Уходят. Занавес закрывается. Смена декораций.
Матрешка: Идут Лиса и Козел по лесу. Песни распевают. Приходят к лисьей норе.
Занавес открывается. ,
Картина 4.
Лес. На ширме темное пятно (нора).
Матрешка: Видит Козел в земле дыра. Козел засовывает голову в дырку.
Козел: Дыра, да не одна. Это и есть твой дом? По лесу шастаешь, богатой шубой хвастаешь, а у самой земля вместо крыши, живешь хуже мыши. Не смыслишь ты в хозяйстве ни бе ни ме.
Лиса: А ты меня, глупую научи!
Козел: Ну, слушай. Гость пришел, перво-наперво ставь угощение. Где оно у тебя?
Лиса (показывает на Козла): А вот где! Волк, Медведь, идите Козла драть!
Матрешка: Испугался Козел и убежал.
Занавес закрывается. Смена декораций.
Матрешка: Забежал в чью-то избу.
Занавес открывается.
Картина 5.
Изба. Посередине избы стол, лавка. На столе скатерть, на окнах занавески. На стене висит портрет Козла.
Матрешка: Сел на лавку и за свое.
Козел: Скатерть изжевана, занавески измочалены, пол не метен, потолок не белен и дверь настежь. Растяпа тут живет, порядка не знает, в хозяйстве не смыслит ни бе ни ме. Придет, я ему задам!
Матрешка: Сидит на лавке. По сторонам озирается.
Козел замечает портрет.
Козел: А это кто такой? Сам лохматый, головой бодатый, бородой кудреватый.
Козел хватается за голову руками.
Козел: Да это же я! Своего дома с перепугу не узнал.
Матрешка: Стыдно стало Козлу. И стал он пол мести, половики трясти, занавески стирать, гостей созывать.
Козел по очереди выполняет все действия.
Матрешка: И я там была. Чай с медом пила. С лепешками, ватрушками, пирогами, плюшками. И вас, гости дорогие, приглашаю к столу.
Для игроков, артистов и гостей организуется чаепитие.
Читайте также |
---|
Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…
Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...
Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…
Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...
Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»
Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...