Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в себя образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Еще десять лет назад вопрос обучения детей с ОВЗ, стоял очень остро. [4, 223с]. Сами родители, всячески пытались организовать доступную среду для обучения и воспитания своих детей. В настоящий момент система российского образования создает все условия, в независимости от категории детей ОВЗ:

- законодательство обеспечивает детям с ОВЗ равные условия для эффективного доступа к услугам в области образования, подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья;

- специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в подходящей их здоровью среде обучения в целях адаптации их в обществе, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни [6].

Главными задачами инклюзивного образования являются:

- адаптация и интеграция в общество;

- полноценное образование;

- уверенность в себе;

- взаимодействие и общение со сверстниками;

- понимание обществом проблем развития людей с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитание толерантности у окружающих детей с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [7].

Современная российская модель инклюзии основывается на взглядах Л.С. Выготского, который считал, личность и среду как целостное и неразделимое. Исходя из его концепции, можно сказать, что социальная среда накладывает первостепенное влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросом изучения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в отечественной литературе занимались такие ученые как И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамян, Е.М. Мастюкова, В.В. Юртайкин, И.А. Скворцов, М.М. Семаго, М.С. Певзнер, которые говорили, что на развитие ребенка с ОВЗ большое значение имеет благополучная семейная ситуация, участие родителей на всестороннее развитие детей, заинтересованность их в целостном и благоразумном воспитании детей. [5, 197 c.].

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, значение семьи и ее помощь, намного больше, чем для здорового ребенка. Семья может помочь адаптироваться такому ребенку к непростым условиям внешнего мира. «Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - гласит закон Российской Федерации «Об образовании» [6].

Взаимодействие семьи и дошкольной организации базируется на ответственном отношении, к процессу социализации, воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это особая категория семьи, нуждающаяся в особом подходе и повышенном внимании. Не каждая семья изначально принимает статус и диагноз своего ребенка, здоровье и жизнь малыша становится главной цель и задачей родителей. Психологическая ситуация в семье может быть нестабильной и даже сопровождаться травмой для родителей ребенка. Появление в семье ребенка с ОВЗ непосредственно меняет жизненные ориентиры и психологический климат семьи.

Родители «особенных детей» встречаются с множеством проблем и трудностей во взаимодействии со своим ребенком, с его воспитание и обучением:

- трудности принятия и осознания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка,

- отказ от понимания проблемы - полное или частичное;

- трудности во взаимоотношениях членов семьи;

- не адекватные родительские позиции и установки;

- не понимание модели воспитания для своего ребенка;

- сложности с переживанием болезни ребенка;

- страх ответственности;

- страх за «не сложившуюся» жизнь ребенка;

- не знание как научить и обучить ребенка с ОВЗ.

Рассматривая и зная проблемы семей с ребенком ОВЗ, педагогическому коллективу дошкольной образовательной организации необходимо сформировать комплекс педагогического сопровождения для семьи особенного ребенка и его самого, где родители, имея поддержку специалистов детского сада, выступают как единомышленники и полноценные активные участники педагогического процесса [1, 82с].

Система психологического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, реализующаяся в условиях детского сада выступает одной из главных задач перехода к инклюзивной форме обучения, которое дает возможность равного доступа и получения знаний для детей, в независимости от их физических и умственных способностей [3, 36с]. Инклюзивное воспитание и обучение необходимо организовать в благоприятной для ребенка среде, которая будет способствовать развитию у него его умений и навыков. Взаимодействие всех членов образовательного процесса на основе сотрудничества и взаимопонимания, гарантирует получение ребенком с ограниченными возможностями здоровья наиболее высоких показателей развития и обучения.

Основной концепцией ДОУ должна быть толерантность и ценность каждого ребенка, в не зависимости от его способностей и достижений. Система инклюзивного образования помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и состраданию. Дети же с особыми образовательными потребностями, находясь в условиях инклюзивного обучения, получат возможность сформировать положительное отношения к сверстникам и наладить общение с другими детьми [2, 126с].

Для организации работы специалистов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ выдвигаются следующие принципы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям. Сопровождение семьи исходит из личных интересов родителей и детей, что способствует комфортным и благоприятным результатам для всех членов педагогического процесса.

2. Гуманно-личностный подход – принятие, любовь и уважение ребенка, позитивный настрой на сопровождение семьи и вера потенциал и силы семьи.

3. Принцип комплексности. Сопровождение всего процесса обучения и воспитания ребенка строится во взаимодействии всех специалистов психолого-педагогического процесса.

4. Принцип доступности – исходит из возможностей ребенка и реализует включение ребенка в образовательный процесс.

 

Литература:

1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования-2008. №4(17), октябрь-декабрь - С.81-86.

2. Горшкова, Т.В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование и воспитание. 2016. №5 – С.126-127.

3. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации /Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2016. - 36 с.

4. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008. - 223 с.

5. Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Москва, 2014. - С. 197-215.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о…

Опыт по патриотическому воспитанию «Развитие у старших дошкольников представлений о Родине посредством ознакомления с государственной символикой и неофициальными символами России» ...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Лэпбук «Овощи»

Лэпбук «Овощи» Для знакомства детей с видами овощей можно использовать дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу. Для закрепления пройденного материала будет...

Читайте также

Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...

Проект «Современный комплекс по очистке Тагильского пруда»

Проект «Современный комплекс по очистке Тагильского пруда» Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Тип проекта: краткосрочный. Актуальность проекта: Мы живем на Урале, в...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...