Организация предметно - развивающей среды в старшей группе ДОУ в связи с введением ФГОС

В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, перед педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации предметно – развивающей среды согласно новым требованиям.

Под термином «предметно – развивающая среда» следует понимать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка и его деятельности: естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами [Киреева Л.Г.].Она включает в себя ряд важнейших компонентов, необходимых для полноценного эстетического, физического, социального и познавательного развития детей. Предметно - окружающая среда рассматривается педагогами как возможность всестороннего развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Поэтому воспитатель должен суметь правильно и грамотно создать необходимую предметную среду, которая создавала бы условия для всестороннего развития воспитанников.

Многие современные педагоги считают, что организация предметно – развивающей среды должна строиться в соответствии с развитием интересов и потребностей детей на разных возрастных этапах. Только в правильно организованной, насыщенной разнообразными игрушками, наглядными материалами, играми, дидактическими пособиями предметно – развивающей среде возможно активное коммуникативно-речевое и познавательно-творческое развитие детей.

Предметно – развивающая среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.

Развивающая среда в ДОУ строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности. Нам, педагогам, важно добавить в развивающую среду те необходимые элементы, которые стимулировали бы двигательную, эмоциональную, творческую, познавательную деятельность всех воспитанников [Береснева З.И].

По нашему мнению, предметно-развивающая среда согласно новым требованиям должна организовываться с учетом того, чтобы каждый воспитанник мог заниматься своим увлечением. Оборудования должно размещаться в специальных центрах развития, что позволит детям объединиться небольшими группами по общим интересам: рисование, лепка, ручной труд, конструирование, настольные игры и т.п. Неотъемлемой частью оборудования должны быть технические игрушки, развивающие (дидактические) игры, широкий выбор природных материалов для экспериментирования, изучения, коллекционирования [Рыжова Н.А.].

Немаловажное значение стоить уделить материалам, учитывающим интересы девочек и мальчиков игре и труде. С целью развития игрового замысла девочкам необходимы разнообразные украшения, бижутерия, женская одежда, банты, кружевные накидки, зонтики, сумочки и т. д; мальчикам понадобятся всевозможные машинки, детали военной формы, техники и т.п.

В группах старшего дошкольного возраста важно иметь разнообразные материалы, активизирующие интерес детей к чтению: слова, печатные буквы, таблицы, дидактические игры с буквами, ребусами и материалами, отражающими школьную тематику: школьные принадлежности, картинки, отображающие школьную жизнь, фотографии школьников, всевозможные атрибуты для сюжетно – ролевых игр в школу.

Немаловажными в жизни дошкольников являются те материалы, которые стимулировали бы познавательный интерес детей. Сюда можно отнести и детские энциклопедии, и красочные издания о растительном и животном мире планеты, детские журналы, проспекты, альбомы.

Насыщенная образовательная и предметно – развивающая среда станет фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка.

Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на которые воспитатели должны организовывать развивающую среду. Педагогам необходимо помнить, что создавая предметную среду важно учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую ориентирована данная развивающая среда, а также основы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Список литературы:

1. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ// Управление ДОУ. – 2006. - № 2.- С.60

2. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы – Волгоград. Учитель, 2009.

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

5. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Читайте также

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...